Ответы к странице 163
Упражнение 351, с. 163
Письменно объясните способ образования данных слов. Какое значение имеют в них суффиксы?
Подчеркните чередующиеся согласные.
Составьте 2—3 сложных предложения с любыми из данных слов.
Образец. Бельчонок ← белка
Медвежонок, зайчонок, волчонок, мышонок, скворчонок, галчонок.
Медвежонок ← медведь
Зайчонок ← заяц
Волчонок ← волк
Мышонок ← мышь
Скворчонок ← скворец
Галчонок ← галка
Ветви сосны зашевелились, и на поляну вышел сонный медвежонок.
Осмотрев и обнюхав то место, где только что стоял зайчонок, лиса отправилась в чащу леса по его следам.
Суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Упражнение 352, с. 163
Прочитайте и озаглавьте текст. Подготовьтесь записать его под диктовку.
На сенокосе
В траве клубника была ещё зелена, зато необыкновенно крупна; на открытых же местах она уже поспевала. Из скошенных рядов мы с отцом набрали по большой кисти таких ягод, из которых иные попадались крупнее обыкновенного ореха; многие из них хотя ещё не покраснели, но были уже мягки и вкусны.
Мне так было весело на сенокосе, что не хотелось даже ехать домой, хотя отец уже звал меня.
Из лесного оврага, на дне которого, тихо журча, бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей, или горлинок, слышался также кошачий крик и заунывный стон иволги; звуки эти были так различны, противоположны, что я долго не хотел верить, что это кричит одна и та же миловидная, жёлтенькая птичка.
(С. Аксаков)
Контрольные вопросы и задания, с. 163 – 164
1. Дайте определение имени существительного.
Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными.
Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
2. Что нового вы узнали о склонении и роде существительных?
Мы узнали, что есть разносклоняемые существительные.
Это 10 существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа все они имеют окончания существительных 3-го склонения -и: к знамени, нет времени, в пламени, в пути и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём): знаменем, путём и т. д.
У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-): на знамени, знамёна.
В словах семя, стремя в родительном падеже множественного числа к корню прибавляется суффикс -ян: семян.
Также мы узнали, что некоторые существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, например: (слушаю) радио (вин. пад.), (передать) по радио (дат. пад.).
К несклоняемым существительным относятся:
а) многие существительные иноязычного происхождения — собственные и нарицательные — с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю и с конечным ударным -а, например: без пальто, по шоссе, на такси, от кенгуру, в меню; поэма Гейне, роман Дюма, стихи Гюго, опера Верди, пьеса Шоу; через Па-де-Кале, в Брно, возле Баку, по Тбилиси;
б) иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный, например: стихи поэтессы Алигер, роман писательницы Войнич; к знакомой мисс;
в) русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых), например: у Сухих, с Дурново, о Шевченко;
г) сложносокращённые слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный, например: наше ТОО, из ЦДРИ, для самбо, в СМИ.
Несклоняемые неодушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду, например: (шёлковое) кашне, (осеннее) пальто. К мужскому роду относятся, например, слова: (досадный) пенальти, (чёрный) кофе; к женскому — (свежая) кольраби, (широкая) авеню.
Несклоняемые одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: (пожилая) мадам; относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных, например: (известный) конферансье, (серый) кенгуру.
Род сложносокращённых слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего сочетания. Например, СНГ— Содружество Независимых Государств. Главное слово содружество среднего рода, значит, сложносокращённое слово СНГ, образованное из начальных букв, среднего рода: СНГ было учреждено в 1991 году для сотрудничества между государствами.
Некоторые сложносокращённые слова, оканчивающиеся на твёрдую согласную, являются существительными мужского рода, если они образованы из начальных звуков, например: вуз, МИД.
Некоторые существительные с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня. Это существительные общего рода. Имена прилагательные с ними согласуются либо в мужском, либо в женском роде.
Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.
3. У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончании буквы е и и?
Падеж Склонение Существительные на
1-е 2-е 3-е -ия -ий -ие
Р. -и(-ы) - -и -и - -
Д. -е - -и -и - -
П. -е -е -и -и -и -и
4. Как образуются имена существительные?
Имена существительные образуются от основ глаголов и других существительных.
Основными способами образования новых слов являются: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.
5. Как отличить существительные с приставкой не- от существительных с отрицательной частицей не?
Частица не в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки. Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним.
Не с существительными пишется раздельно, если является словом-отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
Не правда, а ложь.
6. Как различить на письме суффиксы -ек и -ик?
Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ек и -ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е; если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.
Сыночек — сыночка. Носик — носика.
7. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д — т, з — с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.
8. Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?
После шипящих под ударением в суффиксах имён существительных пишется буква о, без ударения — буква е.