Ответы к странице 30

Упражнение 61, с. 30

Спишите предложения, расставляя знаки завершения. Подчеркните основы предложений.
• К выделенному слову подберите 5—6 однокоренных слов — существительных и глаголов. Обозначьте в них корень. Какие звуки обозначены выделенными буквами?

                       [э]
1. Как хорош лес в багряном уборе осени!
2. После воздуха и воды лес — третий дар природы человеку.
3. Ребята, сколько вы посадили деревьев в этом году?
                                                      [о]
4. Что ты сделал для охраны зелёных насаждений?

Посадили — сад, садик, саженец, сажать, посадка, высадить.

Упражнение 62, с. 30

Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите предложение с обобщающим словом при однородных членах и расставьте пропущенные запятые. Укажите нераспространённые предложения. Какой частью речи выражены в них сказуемые? Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

                                      Золотая осень
          Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
           По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
            В меховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем полянах краснеют гроздья рябины.
           Чист и прозрачен3 воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся3 голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.4
                                                      (И. Соколов-Микитов)

Варианты заглавия текста: «Наступила золотая осень», «Прозрачные дни сентября».

Предложение с обобщающим словом — это первое предложение во втором абзаце:

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики.

Нераспространённые предложения:

Пришёл сентябрь.(сказуе­мое — глагол пришёл)
Чист и прозрачен воздух. (сказуемые — крат­кие прилагательные чист и прозрачен).

Орфограммы:

растут — слово с чередованием гласных в корне;
красноголовые — соединительный гласный в сложном слове;
сыроежки (сыроежек), скользкие (скользить) — парные звонкие/глухие согласные в корне;
отчётливо – буквы О/Ё после шипящих;
разнос[ят]ся (разноситься, II спр.) — безударное окончание глагола;
травинка (тра́вка) — проверяемый безударный гласный в корне;
облака (сл. слово) — непроверяемый безударный гласный в корне.

I. Прозрачен (воздух) — прилаг. Воздух (каков?)  прозрачен.
II. Н. ф. — прозрачный; в кратк. форме, в ед. ч., в м.р.
III.  Воздух (каков?)  прозрачен.

I.  Разносятся — глагол. Голоса (что  делают?)  разносятся. 
II. Н. ф. — разноситься, несов. вида,  II спр., в наст. вр., в , мн. ч., в 3-м л.
III.  Голоса (что  делают?)  разносятся

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. 4 (Повеств., невоскл., простое, осложнено однород. сказ.)

Упражнение 63, с. 30

Выпишите из басен И. А. Крылова предложения с обращениями. Обозначьте обращения знаком О, объясните постановку знаков препинания при них.
• Найдите в баснях примеры слов, имеющих следующий морфемный состав:  ⌒ ☐ (нулевое) ;   ⌒∧☐ ;   ¬⌒∧☐.

Предложения с обращениями:

        Ο
Голубушка, как хороша!;
                               Ο
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?;
     Ο
Друзья! К чему весь этот шум?

Слова, соответствующие первой схеме: лесть☐, ель☐, сыр☐.
Слова, соответствующие второй схеме: вредн[а], держа л[а], сыр­н[ый].
Слова, соответствующие третьей схеме: принесл[и], отделк[ой], бессильн[ый].

Обращение выделяется запятыми.