Ответы к странице 84
Упражнение 173, с. 84
Художника попросили нарисовать древнерусского воина. По рассеянности он перепутал прошлое и настоящее. Какие ошибки допустил художник? Что он должен был нарисовать? Запишите устаревшие слова, которые вы употребили в своём ответе.
Устаревшие слова, обозначающие одежду, доспехи, оружие древнерусского воина: шишак (шлем с вытянутым верхом), кольчуга; колонтарь, юшман, бахтерец (разновидности кольчуги); бармица (кольчужная сетка, предохранявшая шею и плечи воина), латы, колчан, лук, щит, меч, булава.
Упражнение 174, с. 84 – 85
Прочитайте. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение слов? Что же в действительности обозначают эти слова? Проверьте себя по «Толковому словарю».
Выпишите слова с выделенными буквами, объясните выбор орфограмм.
Однажды на уроке русского языка в третьем классе учительница подошла к доске и написала2 несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60-70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.
Вот некоторые из их ответов. Барышник — «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик — «тот, кто издаёт приказы». Лапотник — «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?
(Ю. Откупщиков)
Барышник — человек, занимающийся перепродажей ради прибыли (барыша).
Приказчик — управляющий имением помещика.
Лапотник — тот , кто ходит в лаптях; крестьянин.
написа л[а]
Орфограммы: на урок[е] (2-е скл., П. п.), в класс[е] (2-е скл., П. п.) — безударное окончание существительного;
написала (письменный), распространены (пространство) — проверяемый безударный гласный в корне;
распространены — приставка рас- перед глухим согласным;
назад (позади) — парные звонкие/глухие согласные в корне.