Ответы к странице 33
Упражнение 68, с. 33
Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните главные члены предложений.
1. Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался.
2. Мы наварили молодой картошки3, поставили самовар.
3. На минутку выглянуло из облаков солнце.
4. Рисунок на листьях клёна — след бесконечных летних восходов и закатов.
5. Летом налим редко плавал в тёплой воде, лежал под корягами и корнями в омутах и затонах, прятался в норах3.
6. На некоторых тёплых местах пошевеливались змеи и ящерицы.
(По Ю. Ковалю)
I. Картошки — сущ. (чего?).
II. Н. ф. — картошка; нариц., неодуш., ср. р., 1-го скл., в Вин. п., во мн. ч.
III. Наварили (чего?) картошки.
I. (В) норах — сущ. (в чём?).
II. Н. ф. — нора; нариц., неодуш., ср. р., 1-го скл., в П. п., во мн. ч.
III. Прятался (где?) в норах.
Упражнение 69, с. 33
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Выполните синтаксический разбор предложений.
1. 1Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но 2поля ещё блестели росой.
[1) __ ===], но [2) __ ===].
каких? чего?
Откуда? |------------||-------| какие?
↓---------------↓---------------------↓--------↓--||-------↓-----------| ↓------------|
2. От деревьев, от кустов, от высоких3 стогов сена3 побежали3 длинные тени.5 (И. Тургенев.) (Повеств., невоскл., в конце ставится точка, осложнено однород. дополнениями, разделены запятыми.)
I. Высоких (стогов) — прилаг. Стогов (каких?) высоких.
II. Н. ф. — высокий; в полн. форме, в Р. п., во мн. ч.
III. Стогов (каких?) высоких.
I. Сена — сущ. (чего?).
II. Н. ф. — сено; нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл., в Род. п., в ед. ч.
III. Стогов (чего?) сена.
I. Побежали — глагол. Тени (что сделали?) побежали.
II. Н. ф. — побежать, сов. вида, II спр., в прош вр., во мн. ч., в 3-м л.
III. Тени (что сделали?) побежали.
Упражнение 70, с. 33
Составьте 2 сложных предложения без союзов и 2 — с союзами. Одно из каждой пары предложений разберите устно, другое — письменно.
Наступила ночь, на небе загорелись ясные звезды. [1 ___ ===], [2 === ___ ].
Небо потемнело, издали послышались раскаты грома. [1___ ===], [2 === ___ ].
В доме царила тишина, когда громко зазвонил телефон. [1 === ___ ], когда [2 === ___ ].
Солнце нагрело крышу, и снег на ней растаял. [1 ___ ===], и [2 ___ ====]
Упражнение 71, с. 33
Прочитайте и озаглавьте текст. Назовите виды орфограмм на месте пропусков букв. Найдите и выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.
Слон Макс
Макс — это слон. Дуров получил Макса совсем диким девятилетним слонёнком.
Теперь Макс почти совсем взрослый. Он умеет сидеть на тумбе, как на стуле. Он играет на губной гармошке и приплясывает под свою музыку. Под звуки оркестра он танцует вальс. Он замечательный артист и разыгрывает целую сценку с громадной бритвой в хоботе.
Но самый красивый номер Макса в конце представления. Слон выходит на арену и, будто какой-нибудь рыцарь, преклоняет колено перед своим повелителем. Весь в серебре и блёстках подходит к нему хозяин. Могучий зверь нежно обхватывает его хоботом, встаёт, поднимает блестящую фигуру человека и уносит его с арены под восторженные рукоплескания публики.4
(По В. Бианки)
Получил, номер, повелителем, в серебре, хозяин, могучий, хоботом, фигуру — непроверяемый безударный гласный в корне;
слонёнком (слон), сидеть (сидя), в конце (кóнчится), преклоняет (наклон) в серебре (серебряный) — проверяемый безударный гласный в корне;
уме[ет] (I спр.), игра[ет] (I спр.), выход[ит] (II спр.), подход[ит] (II спр.), унос[ит] (II спр.) — безударное окончание глагола.
на тумб[е] (1-е скл., П. п.) на стул[е] (2-е скл., П. п.), на гармошк[е] (1-е скл., П. п.), — безударное окончание существительного.
Могучий зверь нежно обхватывает его хоботом, встаёт, поднимает блестящую фигуру человека и уносит его с арены под восторженные рукоплескания публики. (Повеств., невоскл., простое, осложнено однород. сказ.)
Предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным:
Макс — это слон.