Глава I. Мы живём в обществе
§ 1. Как устроена общественная жизнь
§1. Вспомним. Задание №1
Как жители древних Афин участвовали в общественной жизни? Какие группы существуют в обществе сегодня? Какие особенности характерны для межличностных отношений?
Ответ:
Все граждане Древних Афин (рабы не считались гражданами) участвовали в управлении полисом путем голосования при решении важных вопросов. Такой способ управления называется демократией. Он впервые появился в Древних Афинах.
В современном обществе существуют большие и малые группы.
Малая группа − это семья, класс.
Большая группа − это страна / государство.
Особенности межличностных отношений:
1. особая связь человека с окружающими людьми;
2. обиходный характер;
3. зависят от эмоций и чувств.
§1. Обсудим вместе. Задание №1
Ученик 7 класса Николай, отвечая на вопрос, как устроено общество, утверждал, что оно представляет собой объединение отдельных людей. Его одноклассница Алла с ним не согласилась: "А как же Робинзон Крузо, который провёл долгое время на необитаемом острове и выжил там в одиночестве?" Что бы ты возразил ребятам? С кем из них ты согласен?
Ответ:
Сначала я бы сказала, что есть несколько значений слова "общество". Как правило, общество − это объединение людей по признаку общего увлечения или на основе общего места или времени. У всех, кто объединяется в общество, есть что−то общее. Это не случайное скопление людей, а устойчивое объединение.
Робинзон Крузо − исключение из правил. Он ведь не всю жизнь прожил один, а лишь некоторое время из своей жизни. Робинзон Крузо тоже часть общества, так как он жил в Йорке, работал. То, что он оказался на необитаемом острове, не означает, что он перестал быть частью какого−либо общества.
Страница 9. Задание №1
Вспомни, что тебе известно о больших и малых группах в обществе.
Ответ:
Каждый человек принадлежит к какой−либо социальной группе.
Все социальные группы характеризуются определенными чертами, связями, отношениями с другими социальными общностями. В группе вырабатывается система норм, правил, обычаев, стандартов поведения, которые регулируют деятельность и поступки членов этой группы, определяют взаимоотношения между ними.
Для малой социальной группы характерны следующие черты: небольшое число людей, входящих в состав группы (от 2−3 до 20−30 человек); непосредственные контакты между членами группы, межличностное взаимодействие; распределение функций и социальных ролей среди членов группы; общность целей деятельности; общность интересов, ценностных установок, обычаев и традиций, стереотипов поведения; устойчивость во времени.
Примеры малых групп: семья, производственная бригада, компания друзей, школьный класс.
Большая социальная группа характеризуется следующими признаками: многочисленность; одинаковое положение членов группы в структуре общества; общность интересов; отсутствие прямых контактов между членами группы.
Примеры больших социальных групп: сословия, классы, социальные слои, этнические общности, возрастные группы (молодежь, пенсионеры), профессиональные группы (научное сообщество).
Страница 14. Задание №1
Б. М. Кустодиев (1878−1927). Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916−1920 гг.
Государственный Русский музей
Определи, в каком значении используется слово «общество» в названии картины Б. М. Кустодиева. По каким признакам изображённые на картине художники могут быть отнесены к обществу?
Ответ:
Слово «общество» в названии картины Б. М. Кустодиева. Групповой портрет художников общества «Мир искусства» используется в значении объединение людей по признаку профессии (художники).
Признаки, по которым изображённые на картине художники могут быть отнесены к обществу:
1. общее занятие, наличие определённых связей на профессиональном уровне;
2. примерно одинаковый возраст участников;
3. внешний вид (их одежда показывает, что они из одного круга);
4. домашняя обстановка (она объединяет людей, в результате чего люди доверяют друг другу).
§1. Проверим себя. Задание №1
Перечисли основные признаки общества.
Ответ:
Признаки общества:
1. добровольное объединение людей;
2. существование устойчивых связей (не случайное скопление людей);
3. общие цели, интересы;
4. наличие определённых связей (отношений) между участниками.
§1. Проверим себя. Задание №2
Из каких элементов состоит общество?
Ответ:
Общество состоит из следующих элементов:
1. Различные объединения − группы людей (семья, школа, какие−либо общности).
2. Ресурсы и продукты труда (собственность, разные формы производства, обмена и распределения).
3. Различные финансовые учреждения (банки, кредитные и страховые организации, биржи и т. д.).
4. Армия.
5. Законы, нормы и правила.
6. Образование (школы и другие учебные заведения).
7. Культура (наука, религия, искусство).
§1. Проверим себя. Задание №3
В какие общности ты входишь как член общества?
Ответ:
Как член общества я вхожу в следующие общности: страна Россия, город Нижний Новгород, семья, 7 класс, школа №36, шахматный кружок.
§1. Проверим себя. Задание №4
Что такое общественные отношения?
Ответ:
Общественные отношения − относительно устойчивые связи между индивидами, большими и малыми группами, этносами и другими объединениями людей во всех сферах человеческой деятельности. Они не зависят от времени и территории. Общественные отношения объединяют людей, группы, страны, народы. В качестве примера можно привести отношения, которые складываются во время торговли между странами, во время взаимодействия продавца и покупателя.
Общественные отношения − это признак общества. Общественные отношения условно можно разделить на сотрудничество (взаимопомощь, солидарность) и соперничество (конкуренция, вражда, неприятие). Все эти проявления общественных отношений тесно связаны с установленными в обществе правилами или социальными нормами. Они поддерживают в обществе устойчивость и преемственность.
§1. В классе и дома. Задание №1
На основе текста параграфа составь в тетради схему «Из чего состоит общество».
Ответ:
§1. В классе и дома. Задание №2
Согласись с суждением или опровергни его: «Общество − это не просто совокупность людей. Общество − это совокупность общественных связей».
Ответ:
Я согласна с суждением: «Общество − это не просто совокупность людей. Общество − это совокупность общественных связей». Потому, что общество − это совокупность людей, которые обладают общественными связями. Общественные связи не возможны без людей, как и общество невозможно без общественных связей. Общность людей в обществе поддерживается постоянно. В процессе существования общества люди не только общаются, взаимодействуют, но и постоянно обмениваются результатами своей деятельности. Так, крестьяне и фермеры обеспечивают людей продуктами питания. Одеждой и обувью всех обеспечивают работники лёгкой промышленности. Металл и станки для них создают работники тяжёлой индустрии. Врачи обеспечивают всех медицинской помощью. Учителя и преподаватели вузов учат и воспитывают молодое поколение. Другими словами, все связаны со всеми.
§1. В классе и дома. Задание №3
Заполни таблицу в тетради.
Сотрудничество Соперничество
Впиши каждый из перечисленных примеров общественных отношений в соответствующий столбец таблицы: работники одного предприятия, выпускающего автомобили; работники разных предприятий, выпускающих автомобили; музыканты в оркестре; музыкальный конкурс исполнителей−виртуозов; спортсмены, выступающие на соревнованиях за свою страну; спортсмены, выступающие в одном виде спорта. Устно объясни свой выбор.
Ответ:
Сотрудничество | Соперничество |
работники одного предприятия, выпускающего автомобили | работники разных предприятий, выпускающих автомобили |
музыканты в оркестре | музыкальный конкурс исполнителей−виртуозов |
спортсмены, выступающие на соревнованиях за свою страну | спортсмены, выступающие в одном виде спорта |
Сотрудничество − это совместная деятельность во имя общей цели, общего блага (работники одного предприятия объединены трудом на этом предприятии и целью выпускать хорошие автомобили; музыканты в оркестре играют одну музыку; спортсмены отстаивают на соревнованиях честь своей страны).
Соперничество − это обратный процесс: люди преследуют общую цель, но конкурируют между собой, пытаются превзойти друг друга (работники разных автомобильных предприятий соперничают в том, чтобы выпускать лучшие автомобили; на музыкальном конкурсе исполнители соперничают друг с другом за I место; спортсмены соревнуются между собой за победу в том виде спорта, за который они выступают).
§1. В классе и дома. Задание №4
Прочитай фрагмент энциклопедии для детей и выполни задания к нему.
Для человека понятие общества приобретает смысл, когда он общается или совместно действует с другими людьми, т. е. взаимодействует. Так человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов. Типы взаимодействия могут быть различными.
Непосредственная социальная связь наблюдается между людьми, которые находятся в данное время в данном месте и воспринимают друг друга органами чувств, например видят, слышат, чувствуют прикосновения. Такой связью является совместное выполнение общей работы. Каждый участник этой работы оказывает воздействие на других людей и испытывает их воздействие на себе.
Другой тип взаимодействия − это опосредованная социальная связь. Она возникает между людьми, разделёнными либо временными, либо географическими рамками. Если люди находятся далеко друг от друга, но действуют в одно и то же время, то между ними возможно сотрудничество, например, на основе разделения труда. (М. Буланова)
1. Какова основная задача данного фрагмента? Выбери правильный ответ.
а) Дать представление о видах социальных связей.
б) Дать представление об отношении человека к обществу в целом.
в) Показать значение общественных связей в обществе.
г) Раскрыть особенности определённого типа общества.
2. Что нового об общественных отношениях ты узнаёшь из приведённого текста?
3. Учащимся было предложено составить вопросы к представленному выше фрагменту текста. Лиза составила такой вопрос: «Почему люди взаимодействуют в обществе?» Игорь составил вопрос: «Чем различаются непосредственные и опосредованные связи в обществе?» На какой вопрос ответ содержится в приведённом фрагменте текста? Составь свой вопрос к содержанию этого фрагмента.
Ответ:
Основная задача данного фрагмента: а) дать представление о видах социальных связей.
Из приведённого текста я узнала про опосредованную социальную связь.
В приведённом фрагменте текста содержится ответ на вопрос, который составил Игорь «Чем различаются непосредственные и опосредованные связи в обществе?»
Мой вопрос к содержанию этого фрагмента: «Когда для человека понятие общества приобретает смысл?»
§1. В классе и дома. Задание №5
Подбери в Интернете картинки, иллюстрирующие высказывание римского мудреца Луция Аннея Сенеки (ок. 4 г. до н. э. − 65 г. н. э.): «Общество − свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Объясни смысл этого высказывания своими словами.
Ответ:
Я считаю, что смысл высказывания римского мудреца Луция Аннея Сенеки: «Общество − свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» означает, что в обществе важно взаимодействие всех его элементов. Если один из элементов выйдет из строя, то в обществе может начаться хаос.