§ 6. Домашнее хозяйство
§6. Вспомним. Задание №1
На чьи интересы и потребности ориентируется производство товаров и услуг? Каковы основные потребности человека?
Ответ:
Производство товаров и услуг ориентируется на интересы и потребности потенциальных покупателей, потребителей этих товаров и услуг. Потребитель должен заранее определить возрастную группу своих покупателей и производить товар, исходя из особенностей и интересов этой возрастной группы.
Основные потребности человека:
1. биологические (воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых);
2. социальные (потребности в общении, в труде);
3. духовные (познание окружающего мира, получение знаний и умений, достижение гармонии и красоты).
§6. Обсудим вместе. Задание №1
Какое домашнее хозяйство можно назвать крепким? Что помогает семье сохранить часть имеющихся средств?
Ответ:
Крепкое домашнее хозяйство − это хозяйство в крупной, большой семье, где каждый член семьи выполняет свои обязанности.
Сохранить часть имеющихся средств семье может помочь:
1. планирование семейного бюджета;
2. составление финансового плана и включение в него сбережений;
3. рациональное расходование средств.
Страница 51. Задание №1
Словами «семья», «двор», «семейство», «хозяйство» в русской деревне называли близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Людей в такой семье объединяла совместная трудовая деятельность и общее имущество, которым управлял один человек − домохозяин.
Во второй половине XIX в. сельские семьи были, как правило, многочисленные. Например, в Воронежской губернии в 1857 г. семья включала в среднем 9,6 человека. Но были и более крупные семьи. Семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Она состояла из домохозяина с женой (76 и 74 года), 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 внуков неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнуков и 4 правнучек.
Крупные семьи, как правило, являлись крепкими, зажиточными хозяйствами. Ведь в них было много работников. Даже дети с раннего возраста работали.
Какими были деревенские домохозяйства в России XIX в.? Как ты понимаешь выражение «крепкое хозяйство»?
Ответ:
В XIX веке деревенские домохозяйства представляли собой близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Сельские семьи обычно были многочисленными и состояли в среднем из 9 − 10 человек. Но были и более крупные семьи. Семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Во главе семьи стоял домохозяин, заведовавший общим имуществом.
Крепкое хозяйство − это зажиточное хозяйство крупной семьи, в которой за счёт большого состава было много работников. В таких семьях даже дети с раннего возраста работали.
Страница 51. Задание №2
Какие ты можешь привести примеры производства товаров и услуг домашними хозяйствами для собственного пользования и для продажи?
Ответ:
Выращивание огурцов, помидор, лука, моркови, свёклы и картофеля для собственного потребления и для продажи.
Также можно заниматься плетением корзин, вязанием носок и варежек для себя или на продажу.
Страница 52. Задание №1
Рассмотри фотографию. Сравни цель, которую поставили дети, и результаты их усилий. Что им уже удалось? Что ещё предстоит осуществить? Какими способами они могут действовать?
Ответ:
Мальчики поставили перед собой цель изготовить скворечник и у них практически всё получилось. Скворечник почти готов. Им останется лишь повесить его на дерево или куда−либо ещё. Мальчики могут это сделать самостоятельно или попросить помощи у взрослых.
Страница 53. Задание №1
Молодёжь, выбирая дело своей жизни, нередко следует примеру отцов и дедов. Так появляются уважаемые обществом трудовые династии. Около полувека назад сразу после профессионального училища пришёл на Нижнетагильский металлургический комбинат Александр Котляров, основатель трудовой династии Котляровых. Ветеран труда, почётный металлург России, он проработал здесь 35 лет. Алексей и Андрей Котляровы − его два сына. Как и отец, сталевары работают на этом же комбинате.
Старший брат − Алексей стал начальником производственного участка. Он вспоминает: «Первый раз на комбинат меня взял отец, это был где−то 1981 − 1982 г. Мы пошли в цех, он показал, что здесь происходит. Впервые увидел конвертер, пульт дистрибутора старый, посмотрел − искры, красиво. Запомнилось».
Младший брат − Андрей начал работать, как когда−то отец, помощником сталевара. Из цеха ушёл в армию. Вернулся − и снова в цех. И занял отцовскую должность − старшего сталевара в бригаде.
Как ты думаешь, почему сыновья выбрали профессию своего отца? Какую функцию домохозяйства иллюстрирует история династии Котляровых?
Ответ:
Алексей и Андрей Котляровы выбрали профессию своего отца, потому что их отец рассказывал им про свою работу, брал их с собой на металлургический комбинат. Показывал им, как проходит работа в цехе, т.е. они могли на месте вникать в тонкости профессии. Эта работа им запомнилась и понравилась.
История династии Котляровых иллюстрирует функцию подготовки трудовых ресурсов для общества.
Страница 53. Задание №2
Подумай, что из источников доходов, отражённых на схеме ниже, можно отнести к денежным доходам, а что − к натуральным.
Ответ:
Денежные доходы: заработная плата, государственные выплаты, доход от собственности, доход от предпринимательской деятельности.
Натуральный доход: продукция, произведённая домашними хозяйствами.
Наследство можно отнести к обеим категориям доходов, т.к. унаследовать можно и сумму денег, и какие−либо вещи и т.д.
Страница 54. Задание №1
Подумай, какие расходы типичны, например, для молодёжи и не свойственны пожилым людям. Приведи примеры расходов, связанных с разными интересами людей. Предположи, какие расходы будут у семей с высоким уровнем культуры, в то время как у семей с другим уровнем культуры они могут отсутствовать.
Ответ:
Молодёжь тратит деньги на покупку модной одежды и обуви, на походы в клубы, а пожилые люди не имеют таких расходов.
Люди с разными интересами имеют разные расходы. Например, Света занимается рисованием и тратит деньги на краски, кисточки и альбомы для рисования. Аня любит печь торты и её расходы связаны с продуктами (мука, сахар, масло, какао и т.д.). Катя любит вязать и она будет тратить деньги на пряжу, спицы для вязания.
Семьи с высоким уровнем культуры будут тратить деньги на покупку книг, на покупку билетов в театры, музеи, концерты, выставки и т.д.
Страница 54. Задание №2
А могут ли школьники помочь своей семье сохранить часть средств? Конечно могут, например помогая выращивать овощи и фрукты, собирая урожай, производя заготовки или присматривая за младшими детьми. А ещё добиваясь успехов в учёбе, ведь если в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придётся тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий. Хорошая учёба в школе, таким образом, помогает сократить семейные расходы.
Какими другими способами школьники могут сократить расходы семьи?
Ответ:
Школьники могут сократить расходы семьи следующими способами:
1. бережно относиться к своим вещам, чтобы они прослужили подольше;
2. в свободное от учёбы время устроиться на какую−нибудь подработку, чтобы не пришлось выделять деньги на их карманные расходы из семейного бюджета.
Страница 55. Задание №1
Приведи примеры своих произвольных расходов.
Ответ:
Мои произвольные расходы:
1. покупка косметики;
2. покупка билета в кинотеатр;
3. покупка украшений.
Страница 58. Задание №1
Рассмотри картину. Какое настроение она передаёт? Что может рассказать картина о домашнем хозяйстве семьи Кати? Что из изображённого на картине характерно и для наших дней?
З. Е. Серебрякова (1884 − 1967). На кухне. Портрет Кати.
1923 г. Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, г. Нижний Тагил
Ответ:
От картины З. Е. Серебряковой "На кухне. Портрет Кати" веет теплом и спокойствием. Эта картина возвращает меня в лето.
Скорее всего Катина семья держит кур (яйца в корзине), корову или козу (в кринке может быть молоко). У Катиной семьи есть свой огород (на столе свёкла, морковь). Папа Кати наверняка занимается рыбалкой (рыба на столе).
Всё точно также может быть и в наше время. Летом, например, у бабушки и дедушки в деревне на столе те же продукты (у соседки бабушка покупает молоко; папа рыбачит на речке; а бабушка с дедушкой держат кур и у них есть свой небольшой огород).
Страница 59. Задание №1
Какие детали картины указывают на достаток семьи?
Н. П. Богданов−Бельский (1868 − 1945). Новые хозяева.
1914 г. Государственный художественный музей Алтайского края, г. Барнаул
Ответ:
На достаток семьи указывают следующие детали картины:
1. детали интерьера − портрет в золотой рамке, часы, хорошая мебель, колонны в доме;
2. все члены семьи сидят в хорошей, чистой и новой одежде;
3. на столе стоит большой самовар, посуда;
4. у всех есть угощения к чаю.
§6. Проверим себя. Задание №1
Какими бывают домохозяйства?
Ответ:
Домохозяйства, состоящие из одного человека, называют одиночными домохозяйствами. Такими являются, например, домашние хозяйства пожилых людей, в прошлом имевших свою семью.
Среди групп людей, ведущих общее хозяйство, встречаются семейные и несемейные домашние хозяйства. Несемейным, например, является домохозяйство живущих вместе студентов, которые снимают одну квартиру, объединяют часть своих средств и совместно обеспечивают условия своей жизни − уборку, приобретение моющих средств, продуктов, приготовление пищи и прочее. Семейное домохозяйство представляет собой совместно проживающих и ведущих общее хозяйство супругов и родственников. Такое домохозяйство может состоять из двух или даже нескольких семей, проживающих в одном доме или квартире.
§6. Проверим себя. Задание №2
Каковы экономические функции домохозяйств?
Ответ:
Экономические функции домохозяйств:
1. Функция потребления. Каждое домохозяйство потребляет товары и услуги.
2. Производственная функция. Она состоит в производстве товаров и услуг для собственного потребления или продажи на рынке.
3. Функция подготовки трудовых ресурсов для общества. Здесь получают нужные знания, умения, приучаются к труду дети, которые в будущем будут производить необходимые обществу товары и услуги. Семья, например, учит их выполнять определённые обязанности, воспитывает трудолюбие, увлекает определёнными видами труда.
§6. Проверим себя. Задание №3
Что влияет на содержание потребительских расходов?
Ответ:
На содержание потребительских расходов влияют:
1. потребности;
2. доходы;
3. место жительства;
4. культурный уровень;
5. вкусы;
6. привычки;
7. интересы;
8. образование;
9. профессия;
10. состав и возраст членов семьи.
§6. Проверим себя. Задание №4
Какова связь между доходом и потреблением?
Ответ:
Потребление напрямую зависит от дохода. Чем выше доход, тем больше ты можешь потреблять и наоборот.
§6. Проверим себя. Задание №5
Для чего нужны сбережения?
Ответ:
Сбережения − это накапливаемая часть доходов, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.
За счёт сбережений можно приобретать дорогостоящие товары, на которые невозможно выделить деньги из месячного дохода семьи, например, на квартиру, автомобиль, оплату учёбы в вузе и т. д. Помогают сбережения и людям, вышедшим на пенсию.
§6. Проверим себя. Задание №6
Как правильно составлять семейный бюджет?
Ответ:
Чтобы правильно составить семейный бюджет, необходимо создать таблицу, которая состоит из доходов и расходов. Также определить период времени, на который составляется семейный бюджет (например, месяц).
При составлении семейного бюджета:
1. учитываются все доходы семьи;
2. расписываются обязательные расходы, без которых нельзя обойтись (расходы на лекарства, квартплату, оплату коммунальных услуг, еда и т.д.) и произвольные расходы, без которых обойтись можно (они у всех разные).
§6. Проверим себя. Задание №7
Что даёт человеку или семье финансовый план?
Ответ:
Финансовый план позволяет определить, какую финансовую цель человек или семья может перед собой поставить, на каких затратах может экономить, из каких источников будут формироваться доходы и сколько времени потребуется на достижение поставленной цели.
§6. Проверим себя. Задание №8
Зачем нужна «подушка безопасности»?
Ответ:
«Подушка безопасности» необходима на случай резкого падения доходов или появления значительных непредвиденных расходов. Скажем, если кто−либо из членов семьи останется без работы, или кому−то понадобится дорогостоящее лечение, или появится необходимость срочно сделать капитальный ремонт жилья.
«Подушкой безопасности» принято считать запас денежных средств, равный сумме расходов человека или семьи, как минимум, за 3 месяца.
§6. Проверим себя. Задание №9
Что относится к активам, а что − к пассивам?
Ответ:
Активы − это любое имущество, которое может приносить доход или от продажи которого можно выручить деньги. Квартира или дом могут приносить доход, если они сдаются в аренду или если их можно продать.
Пассивы − долговые обязательства по выплате суммы долга (кредит, заёмные деньги).
§6. Проверим себя. Задание №10
Может ли школьник вносить личный вклад в доходы семьи, или же он в силу возраста исключительно потребитель?
Ответ:
Школьник может вносить личный вклад в доходы семьи. Ребёнок с 14 лет, в свободное от учёбы время, может работать неполный рабочий день (например, раздавать листовки).
§6. В классе и дома. Задание №1
Как ты понимаешь выражение «жить по средствам»?
Ответ:
Я считаю, что «жить по средствам» это означает жить на те деньги, которые ты заработал за месяц, не влезать в долги и кредиты, правильно планировать свой бюджет.
§6. В классе и дома. Задание №2
Оцени свои покупки за последнюю неделю или месяц. С какими потребностями они были связаны? Какие из них можно назвать произвольными, а какие − обязательными? Заведи тетрадь или компьютерную программу для учёта расходов.
Ответ:
За последнюю неделю я покупала продукты питания, принадлежности для учёбы (тетради, ручки и ластик) и крем для лица.
Мои покупки были связаны с биологическими и духовными потребностями.
Покупка продуктов питания и принадлежностей для учёбы − обязательные. Покупка крема для лица − произвольные.
§6. В классе и дома. Задание №3
Развитие домохозяйств связано с пользованием землёй, включая такие формы подсобного хозяйства, как дача, огород, приусадебный участок. Чем, по−твоему, отличается садово−огородная деятельность городских жителей от сельскохозяйственного производства на приусадебных участках жителей сельской местности?
Ответ:
Садово−огородная деятельность городских жителей отличается от сельскохозяйственного производства на приусадебных участках жителей сельской местности:
1. размерами участка (у городских жителей участки намного меньше, чем у жителей сельской местности);
2. целями (сельские жители выращивают не только для собственного потребления, но и для продажи).
§6. В классе и дома. Задание №4
Василию Петрову купили смартфон последней модели несмотря на то, что предыдущая модель продолжала исправно работать и по набору функций почти не отличалась от новой. Можно ли назвать эту покупку рациональной тратой денег?
Ответ:
Эту покупку рациональной тратой денег назвать нельзя. В покупке не было практического смысла. Предыдущая модель телефона продолжала исправно работать и по набору функций почти не отличалась от новой. Это произвольная трата денег, которую можно было отложить.
§6. В классе и дома. Задание №5
Определи свою реально достижимую финансовую цель на год вперёд (это может быть вещь или услуга, стоимость которой должна быть выражена в деньгах). Составь свой личный финансовый план по достижению этой цели с учётом своих реальных доходов (карманных денег, подарков и т. д.) и расходов.
Ответ:
Моя финансовая цель на год вперёд − планшет Samsung Galaxy. Его стоимость 15000 рублей.
Мои доходы:
Каждую неделю родители дают мне 300 рублей на карманные расходы.
Я могу попросить, чтобы на праздники мне дарили деньги, а не подарки.
В итоге, если я не буду тратить свои карманные деньги, то за год я накоплю 14400 рублей. Также нужно помнить, что в течение года я обязательно захочу что−нибудь себе купить, поэтому каждый месяц мне нужно откладывать 1000 рублей. Плюс нужно будет отложить все подаренные деньги на день рождение и другие праздники. И я думаю, что моя финансовая цель будет достигнута.
§6. В классе и дома. Задание №6
Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.
Ответ:
Моя мама работает врачом в больнице. Врачом она решила стать, потому что врачами были её мама и папа. Когда моя мама была ещё маленькая, родители часто брали её с собой на работу. Моей маме очень нравилось играть в больницу, где она была врачом и лечила больных. Повзрослев она решила продолжить дело своих родителей. После школы она поступила в медицинский институт, закончила его и теперь работает врачом в больнице. Моя мама хороший врач. Я тоже мечтают стать врачом, как моя мама.
Мой папа работает машинистом пассажирского поезда. Он рассказал мне, что пошёл учиться на машиниста пассажирского поезда, потому что машинистом был его папа. Он приводил его с собой на работу и всё показывал. Окончив школу, мой папа поступил в железнодорожный институт. Теперь он перевозит людей. У моего папы ответственная работа.
§6. В классе и дома. Задание №7
В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний на свои средства провела выставку «Нефть и люди». Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести? Что выставка помогает понять молодым людям, посетившим её?
Ответ:
Смысл организации этой выставки прост: нужно показать людям, что они важны для компании.
Люди, поняв свою ценность и пользу, будут работать еще лучше и, возможно, в дальнейшем привлекут на работу в эту компанию своих детей, родных.
Молодые люди, посетив эту выставку, могут понять, что эта компания работает уже много лет (то есть ей присуща стабильность). Можно не бояться, что она закроется и придётся искать другую работу.