§ 3. Экономика и её основные участники
§3. Вспомним. Задание №1
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества?
Ответ:
К деятельности человека побуждают потребности, которые необходимо удовлетворять на протяжении всей жизни.
Основными потребностями являются биологические, социальные, духовные.
Труд играет огромную роль в жизни общества, он развивает человека как физически, так и духовно, помогает удовлетворять потребности, приучает его к дисциплине и порядку.
§3. Обсудим вместе. Задание №1
Возможны ли хозяйственные процессы без участия человека? Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?
Ответ:
Я считаю, что хозяйственные процессы невозможны без участия человека. Человек является участником экономики и экономических отношений. Именно человек решает важные вопросы, которые помогают экономике и хозяйственным процессам двигаться вперёд.
На предприятиях, где используются машины, человек задействован меньше. Но и на таких предприятиях машина не может полностью заменить человека.
Я считаю, что экономика способна удовлетворить все потребности людей. Только стоит понимать, что постепенно у людей появляются новые потребности и понадобится время для создания и производства новых товаров и услуг, которые могли бы удовлетворить эти потребности.
Страница 27. Задание №1
Пользуясь текстом и иллюстрациями, приведи собственные примеры основных проявлений экономики.
Ответ:
К основным проявлениям экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен, потребление. Эти явления взаимосвязаны.
1 пример. Производство: сшили партию пальто. Распределение: развезли эти пальто по разным магазинам. Обмен: человек пришёл в магазин и купил себе пальто. Потребление: человек носит купленное в магазине пальто.
2 пример. Производство: выпуск денег. Распределение: выдача человеку зарплаты. Обмен: человек на зарплату купил в магазине продукты. Потребление: человек приготовил обед из купленных в магазине продуктов.
3 пример. Производство: сборка холодильников. Распределение: развезли эти холодильники по магазинам. Обмен: человек купил в магазине холодильник. Потребление: человек хранит продукты питания в холодильнике.
Страница 28. Задание №1
Какие продукты труда ты видишь на картине? Что из них могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получено в результате обмена? Подумай, на какой форме ведения хозяйства могла быть в значительной степени основана жизнь этой семьи.
Ф. Г. Солнцев (1801 − 1892). Крестьянское семейство перед обедом.
1824 г. ГТГ
Ответ:
На картине Ф. Г. Солнцева "Крестьянское семейство перед обедом" я вижу следующие продукты труда: молоко, хлеб, овощи (лук, картофель), глиняная посуда (кувшин), обувь (в руках у одного из мужчин), инструмент, которым мужчина ремонтирует обувь, мебель (стол, стул), одежда.
Крестьянская семья могла произвести для собственного потребления продукты питания, мебель, одежду, возможно обувь и посуду.
В результате обмена, я считаю, получены инструмент, которым мужчина ремонтирует обувь, возможно посуда и обувь, ткань для пошива одежды.
Я считаю, что жизнь этой семьи основана на смешанной форме ведения хозяйства: присутствует как натуральное, когда что−то производится не для продажи, а для собственного потребления, так и товарное хозяйство, когда произведённые товары предназначены для обмена.
Страница 29. Задание №1
Если твоя семья использует продукты, выращенные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем ещё пользуется семья для удовлетворения основных потребностей?
Ответ:
Я думаю что только отчасти, так как если даже моя семья использует продукты, выращенные своим трудом внутри семьи и не продаёт их, то это лишь часть всего того, что нам надо. И это нельзя назвать полноценным натуральным хозяйством. Ведь в основном моя семья для удовлетворения основных потребностей пользуется продуктами и товарами, которые приобретает в магазинах и на рынке.
Страница 29. Задание №2
Приведи примеры специализации людей на определённых видах хозяйственной деятельности.
Ответ:
В качестве примера приведу людей, живущих в одном селе и занимающихся домашним производством. Сергей изготавливает мётлы. Светлана вяжет коврики. Иван подшивает валенки. Николай плетёт корзины. У этих людей одна хозяйственная деятельность − производство товаров, но разная специализация, так как они изготавливают разные товары.
Еще пример: колхоз, в котором занимаются сельскохозяйственной деятельностью. У людей, которые работают в этом колхозе разная специализация: тракторист, агроном, ветеринар, доярка, зоотехник, механизатор.
Страница 30. Задание №1
Решив заработать деньги на путешествие по стране, Пётр с другом открыл салон «Срочное фото». В чём заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?
Ответ:
Экономический интерес организаторов салона как производителей заключается в получении наибольшей прибыли от изготовления срочного фото при наименьших затратах.
Для достижения успеха и развития своего дела им необходим бизнес−план. А также необходимы знания правовых основ ведения бизнеса, правила налогообложения, должны быть системные представления об управлении.
Страница 30. Задание №2
Семья Петровых решила на семейном совете, что для укрепления здоровья полезно было бы всем заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили список предметов покупки и оценили денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки. Подумай, в чём состоит экономический интерес семьи как потребителя. Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?
Ответ:
Экономический интерес семьи Петровых как потребителя состоит в удовлетворении своей потребности с минимальными затратами и в извлечении наибольшей пользы от покупки.
Для того, чтобы осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу семье Петровых нужно знать, как, за сколько и где лучше купить товар. Выяснить где на лыжи действует скидка или есть какая−либо акция. Также им необходимо изучить рынок и выяснить, какие лыжи считаются самыми хорошими и качественными.
§3. Проверим себя. Задание №1
Как экономика служит людям?
Ответ:
Экономика − организация и состояние хозяйственной жизни или какой−либо отрасли хозяйственной деятельности (мировая экономика, национальная экономика, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и т. д.).
Экономика поддерживает и продолжает жизнь общества. С этой целью производятся разнообразные материальные блага, при помощи которых люди удовлетворяют свои потребности.
§3. Проверим себя. Задание №2
Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
Ответ:
Товарное хозяйство - основа экономического прогресса в современном мире, в отличии от примитивного натурального хозяйства, обеспечивающего самого себя. Товарное хозяйство - это прогрессивная форма хозяйствования, при которой производители изготавливают специфицированный продукт для торговли. При таком раскладе наблюдается стремительный рост многообразных товаров, созданных удовлетворить любые запросы общества, что и есть главной целью экономики.
§3. Проверим себя. Задание №3
В чём сходство и различия экономических интересов производителя и потребителя?
Ответ:
Общее:
И потребитель и производитель стараются максимально оптимизировать расходы, только производитель на производство товаров, а покупатель на приобретение.
Обе группы хотят "полезный" продукт с экономической точки зрения. Производителю для того, чтобы пользоваться спросом, покупателю для удовлетворения потребностей наиболее подходящим товаром.
Отличия:
Производителю важно продать товар любой ценой, покупателю же важно приобрести товар с хорошим качеством и по подходящей цене;
Производитель заинтересован в покупаемости продукта, покупатель - в качестве;
Производитель производит товар, потребитель - приобретает;
Производитель по максимуму получает прибыль, потребитель - экономит (не каждый, большинство);
Производитель ориентирован под покупателя и подстраивается под него, потребитель же подстраивается только под свои потребности.
§3. Проверим себя. Задание №4
Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?
Ответ:
Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить. Такое поведение основных участников экономики позволяет бережно (экономно) и разумно использовать имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).
§3. В классе и дома. Задание №1
Ты уже знаешь, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратись к словарям, Интернету и найди разные определения этого термина. Предложи одноклассникам обсудить их и дать свои пояснения.
Ответ:
Экономика − это определенная хозяйственная деятельность общества и сформированная совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Экономика − система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными (вещественными) и нематериальными (духовными) благами.
Экономика − это социальная наука, которая изучает как правильно использовать ограниченные ресурсы для того, чтобы удовлетворить неограниченные человеческие потребности.
§3. В классе и дома. Задание №2
Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика − это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируй свой ответ.
Ответ:
Я считаю, что можно согласиться с утверждением: «Экономика − это сама жизнь во всём её многообразии».
Во−первых, всё что человек имеет, это результат экономической деятельности (продукты питания, одежда, обувь, мебель и т.д.).
Во−вторых, каждый человек является участником экономических отношений (является потребителем и/или производителем).
В−третьих, даже образование и культура также связаны с экономикой (она нужна для оплаты труда, для расчёта каких−либо смет и т.д.).
§3. В классе и дома. Задание №3
Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Как ты думаешь, достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели?
Ответ:
Я считаю, что овладеть одними экономическими знаниями недостаточно, чтобы стать богатым.
Чтобы стать богатым нужно уметь рассчитывать доходы, расходы, убытки, учитывать риски при организации своего дела. Также потребуются первоначальные денежные средства для вложения в собственное дело. Необходимы знания о том, как правильно вкладывать деньги. Человек, который хочет организовать своё собственное дело должен обладать определёнными личными качествами: целеустремлённость, уверенность, коммуникабельность, у него должна быть предпринимательская жилка.
§3. В классе и дома. Задание №4
Заполни таблицу в тетради.
Производство Распределение Обмен Потребление
Впиши каждый из перечисленных видов экономической деятельности в соответствующий столбик таблицы: изготовление ёлочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода. Приведи по 2 − 3 собственных примера в каждый столбик таблицы.
Ответ:
Производство | Распределение | Обмен | Потребление |
изготовление ёлочных игрушек | составление плана расходов семьи на месяц | посещение парикмахерской | завтрак в школьной столовой |
производство хлеба | выплата пособия семьям на детей | закупка снаряжения для туристического похода | использование освещения в быту |
пошив детской одежды | развоз хлеба по магазинам, школам | покупка цветов | ужин в ресторане |
пошив постельного белья | развоз мебели по магазинам | закупка посуды для школьной столовой | носка одежды |
§3. В классе и дома. Задание №5
Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируй ответ примерами.
Ответ:
Связь между понятиями «экономика» и «богатство» есть, некоторые учёные называют экономику наукой о богатстве.
Задача экономики − удовлетворять потребности людей. Человек удовлетворяет свои потребности при помощи материальных благ, на приобретение которых необходимы деньги. Чем значительнее потребности человека, тем сильнее он стремится к богатству. Например, у человека есть потребность − купить дачный участок. Чем больше денег у такого человека (богатство), тем скорее он сможет удовлетворить свою потребность (экономика).
Также связь между понятиями «экономика» и «богатство» заключается в том, что экономическая деятельность нередко приносит доход, а это может стать основанием для обогащения человека. Например, человек учреждает себя в качестве индивидуального предпринимателя и открывает магазин. Со временем магазин начинает приносить прибыль, и человек богатеет.
§3. В классе и дома. Задание №6
Расположи слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметы потребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.
Ответ:
Ресурсы → Технология → Производство → Товар → Распределение → Обмен → Потребление
§3. В классе и дома. Задание №7
Выбери правильный ответ.
Основной целью экономической деятельности является:
а) защита окружающей среды
б) удовлетворение потребностей людей
в) развитие науки и техники
г) использование природных ресурсов
Ответ:
Правильный ответ − б).
Основной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей людей.
§3. В классе и дома. Задание №8
Установи соответствие между формами ведения хозяйства и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбике, подбери соответствующую позицию из второго столбика.
ФОРМА ХОЗЯЙСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
А) натуральное 1) хозяйство удовлетворяет свои потребности за счёт собственного производства
Б) товарное 2) производство продукции для продажи
3) используется простейшая техника и кустарный инструмент
4) постоянный вид производимой продукции
5) для удовлетворения потребностей людей требуется обмен продуктами труда
Ответ:
А) натуральное хозяйство Б) товарное хозяйство
1) хозяйство удовлетворяет свои потребности за счёт собственного производства 2) производство продукции для продажи
3) используется простейшая техника и кустарный инструмент 4) постоянный вид производимой продукции
5) для удовлетворения потребностей людей требуется обмен продуктами труда