§ 7. Бедность и богатство

§7. Вспомним. Задание №1

Что могут означать слова «бедность» и «богатство»? Чем определяется величина доходов?

Ответ:

Слова «бедность» и «богатство» означают определённый уровень жизни человека.
Если мы будем говорить о материальном богатстве, то оно выражается в наличии денег, драгоценностей, дорогих вещей. Бедность − это недостаток всего, нехватка (отсутствие у человека денег, драгоценностей, собственного дома и т.д.).
Если мы будем говорить о духовном богатстве, то это всестороннее развитие человека, его богатый внутренний мир. Бедность − это духовная пустота человека.
Величина доходов человека определяется тем, сколько человек может потратить на удовлетворения своих потребностей.

§7. Обсудим вместе. Задание №1

Почему в любом обществе существует неравенство доходов? Только ли в легендах существует перераспределение средств между богатыми и бедными?

Ответ:

Неравенство доходов существует в любом обществе потому, что у людей разный уровень образования и разные профессии. Также различается оплата труда и способы использования доходов.
Нет, не только в легендах существует перераспределение средств между богатыми и бедными. В нашем обществе тоже есть перераспределение средств. С богатых взимается дополнительный (повышенный) налог, а бедным людям устанавливают специальные льготы и выплачивают денежные пособия.

Страница 64. Задание №1

Как ты думаешь, почему потребительская корзина устанавливается не более чем на пять лет? Почему состав потребительской корзины для детей, трудоспособного населения и пенсионеров определяется отдельно?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова
Ответ:

Срок потребительской корзины устанавливается не более чем на пять, потому что общество меняется и соответственно меняются потребности людей. Также возможно появление новых продуктов и товаров, которые могут понадобиться людям.
Состав потребительской корзины для детей, трудоспособного населения и пенсионеров определяется отдельно, потому что потребности у людей разного возраста отличаются. Например, потребительская корзина пенсионера будет отличаться от потребительской корзины школьника. Школьнику нужны школьные принадлежности, а пенсионеру − нет.

Страница 67. Задание №1

Рассмотри картину. Обедневшие барыни, скорее всего мать и дочь, вынуждены снимать жильё в бедном районе. Каким образом художник даёт нам это понять? Как ты думаешь, почему барыни разговаривают не с хозяином дома, а пришли по указанию хозяина «ко дворнику»? Можно ли это считать дополнительным свидетельством их бедности? Как ты думаешь, кому из героев картины симпатизировал художник? Как это можно определить? А на чьей стороне твои симпатии?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова

В. Г. Перов (1833 − 1882).
Дворник, отдающий квартиру барыне. 1864 − 1865 гг. ГТГ

Ответ:

То, что на картине художника В. Г. Перова изображены барыни, видно по их внешнему виду. Они одеты в богатую одежду. Но стоят они перед совсем простым домом, что говорит о бедности этих женщин.
Барыни разговаривают не с хозяином дома, а пришли по указанию хозяина «ко дворнику» скорее всего, потому что у них совсем мало денег. Они хотят снять самую дешёвую квартиру, поэтому их и отправили к дворнику.
Да, это можно считать дополнительным свидетельством их бедности, потому что иначе бы с ними разговаривал сам хозяин дома.
Я думаю, что художник В. Г. Перов симпатизировал барыням. Это можно определить по тому, как художник изобразил дворника. Дворник изображён неприятным человеком. На его лице можно увидеть презрение и жестокость к этим женщинам. Он кричит на них и, не стесняясь, подтягивает свои штаны.
Мои симпатии на стороне этих женщин. Мне жалко их. И я думаю, что они не по своей воле стали бедными, скорее всего, у них что−то произошло.

Страница 68. Задание №1

В окрестностях своей усадьбы на свои деньги писатель построил три школы: в Талеже, в Новосёлках и в самом Мелихове, которые были признаны лучшими в Московской губернии. Одна из них, школа в Новосёлках, сохранилась до наших дней. По инициативе Антона Павловича в усадьбе и за её пределами было посажено много деревьев. Он и сам засевал голые лесные участки лиственницами, вязами, клёнами, соснами и дубами. Сажал маленькие деревца, которые разводил из семян ели и сосны, заботился о них, как о новорождённых детях. Близость к природе и людям он считал необходимым элементом счастья.
Поясни, почему А. П. Чехова называют человеком богатой души. Что представляло собой его богатство?

Ответ:

Чехова называют человеком богатой души, потому что он не жалел собственных денег и сил на улучшение жизни других людей. Чехов организовал посадку тысячи вишневых деревьев для засева голых лесных участков. Он мечтал, чтобы вся Россия стала одним прекрасным садом. Ему не нужна была ни слава, ни благодарность. Для него главным было благополучие простых людей.
Богатство Антона Павловича Чехова выражалось в меценатстве, сочувствии и оказании помощи другим людям, близости к природе.

§7. Проверим себя. Задание №1

В каком смысле употребляются слова «богатство» и «бедность» в следующих выражениях: «Богат, да крив; беден, да прям», «Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга»?

Ответ:

В выражении «Богат, да крив; беден, да прям» слова «богатство» и «бедность» употребляются в духовном смысле. Даже если у человека много денег, это не означает, что он будет хорошим человеком и интересной личностью. А отсутствие денег не мешает быть добрым, честным и справедливым человеком.
В выражении «Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга» эти слова употребляются в материальном и духовном смысле. То есть богатый человек − это тот, кто тратит деньги в меру и на нужные вещи, не жалея их. Бедный же человек жалеет деньги на всё. У него бедная душа, если он не способен потратить деньги на кого−то или на что−то.

§7. Проверим себя. Задание №2

Чем потребительская корзина отличается от прожиточного минимума?

Ответ:

Потребительская корзина − установленный государством перечень необходимых товаров и услуг для жизни человека (сюда также включены коммунальные платежи, транспорт и др.).
Прожиточный минимум − уровень дохода, достаточный для приобретения необходимых товаров и услуг и осуществления обязательных платежей.

§7. Проверим себя. Задание №3

В чём причины неравенства людей в получаемых ими доходах?

Ответ:

Причины неравенства людей в получаемых ими доходах:
1. разный уровень образования и профессиональной подготовки;
2. разные профессии и отрасли предполагают разную оплату труда;
3. разумное или неразумное использование имеющихся у человека средств;
4. в разных странах и регионах размер доходов граждан будет отличаться;
5. неравенство в доходах может быть связано и с различными жизненными обстоятельствами, не зависящими от человека.

§7. Проверим себя. Задание №4

Почему нельзя устранить неравенство в доходах?

Ответ:

Устранить неравенства в доходах нельзя, потому что нельзя сравнять и поставить в один ряд разные профессии и людей с разным уровнем образования.
Например, возьмём профессии учителя и дворника. Если бы труд этих людей оплачивался одинаково, то это было бы несправедливо. Деятельность учителя и дворника важна, но не сопоставима по общественной значимости (учитель учит детей, а дворник убирает дворы) и по времени, затраченному на обучение (учитель в течение нескольких лет получает высшее образование, проходит практику, постоянно повышает свою квалификацию). Поэтому доходы учителя и будут больше, чем доходы дворника.

§7. Проверим себя. Задание №5

Что такое перераспределение доходов?

Ответ:

Перераспределение доходов − меры по смягчению различий в доходах населения.
Меры включают в себя:
1. взимание налогов с производителей (фирм) и с личных доходов граждан (чем больше будет доход человека, тем больше будет сумма денег, изымаемая в уплату налога);
2. выплату части этих средств в виде социальных выплат определённым социальным группам (стипендии, пенсии, пособия по безработице, другие пособия);
3. установку льготы для отдельных групп населения (льготы на оплату проезда в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг).

§7. Проверим себя. Задание №6

Можно ли утверждать, что перераспределение доходов проводится в разных формах? Обоснуй свой ответ.

Ответ:

Да, я считаю, что перераспределение доходов проводится в разных формах.
Первая форма − это взимание налогов с производителей/с личных доходов граждан и социальные выплаты малоимущим (часть денег с этих налогов тратится на выплаты пенсионерам, школьникам, матерям и т.д.).
Вторая форма − это установка льгот (бесплатный проезд в транспорте, бесплатное питание в школе учащихся начальных классов и т.д.).

§7. В классе и дома. Задание №1

Можно ли утверждать, что определённая разница в доходах людей справедлива? Поясни свой ответ.

Ответ:

Да, можно утверждать, что определённая разница в доходах людей справедлива.
Профессии по своей значимости и сложности бывают разные. И поэтому будет справедливо по−разному оплачивать труд людей разных профессий. Если человек выполняет сложную работу и долго этому обучался, то и доход его должен быть выше, чем у человека, который выполняет менее сложную работу, которая не требует особых знаний. И это будет справедливо.

§7. В классе и дома. Задание №2

Почему перечень товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, является примерным?

Ответ:

Перечень товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, является примерным, потому что цены на те или иные товары в потребительской корзине могут меняться. Потребительская корзина меняется с ростом или с упадком цен.
Специалисты занимаются разработкой потребительской корзины для трех основных слоев населения, к которым относят население, которое способно работать, людей, находящихся на пенсии, и несовершеннолетних. В качестве территориальных субъектов рассматривается страна в целом и отдельные области. Составлением потребительской корзины занимается Министерство, обеспечивающее социальное развитие Российской Федерации и заботящееся о труде граждан.
Работники министерства во время составления потребительской корзины ориентируются на особенности природно−климатических условий, традиции национальности и особенности потребления, характерные для отдельно взятых местностей. Согласно последним исследованиям, в зависимости от месторасположения региона продукты и услуги в потребительской корзине могут отличаться.

§7. В классе и дома. Задание №3

Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет, она пенсионерка. Афонину Сергею 40 лет, он экономист в банке. Его жене 36 лет, она учительница в школе, но сейчас не работает. Полгода назад у них родился третий ребёнок, и мама ухаживает за ним. Старший сын Афониных − студент−первокурсник. А их дочка − ученица 5 класса. Где, вероятно, будет располагаться совокупный доход этой семьи: выше или ниже черты бедности? Свой ответ обоснуй.

Ответ:

Скорее всего, совокупный доход этой семьи будет находиться выше черты бедности. Чтобы точно это утверждать, нужно определить совокупный доход семьи Афониных.
В общий доход будут включены доходы каждого члена семьи:
1. пенсия бабушки (15 тысяч рублей);
2. заработная плата Сергея (экономисты получают высокую заработную плату, возьмём − 40 тысяч рублей);
3. жена Сергея получает пособие по уходу за ребёнком (12 тысяч рублей);
4. старший сын, возможно получает стипендию (1−2 тысячи рублей);
5. на среднего ребёнка семья Афониных тоже должна получать пособие (6 тысяч рублей).
Если сложить доходы всех членов семьи Афониных, то получается, что ежемесячный доход составляет около 75 тысяч рублей.
Доход семьи располагается выше черты бедности, если он выше прожиточного минимума. Для каждого региона нашей страны прожиточный минимум свой. Если прожиточный минимум взять 11950 рублей, то совокупный доход семьи Афониных, чтобы он был выше черты бедности должен составлять более 70 тысяч рублей. Это совпадает с нашими примерными подсчётами выше.

§7. В классе и дома. Задание №4

Существует выражение: «Бесплатных завтраков не бывает». Его смысл состоит в том, что бесплатных благ не существует; всё бесплатное так или иначе оплачивается. Опираясь на текст параграфа, объясни, как удаётся государству осуществлять безвозмездные выплаты нуждающимся людям.

Ответ:

Государство взимает налоги с населения (например, 13%, которые платят все работающие граждане). Часть полученных денег государство распределяет между нуждающимися в виде социальных выплат (пособий, пенсий, стипендий) и льгот (оплата проезда в транспорте, приобретение лекарств, оплата коммунальных услуг).
Также безвозмездные выплаты нуждающимся людям возможны благодаря тому, что производители отдают часть своих доходов в виде налогов, а государство уже распределяет эти деньги.

§7. В классе и дома. Задание №5

Прочитай фрагмент книги по отечественной истории Л. П. Бущика и выполни задания к нему.
Вступив на престол ещё совсем молодым, царь Алексей Михайлович вначале мало занимался государственными делами. Управление взял в свои руки его воспитатель − богатый и предприимчивый боярин Б. И. Морозов. В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служивым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев.
Летом 1648 г. восстание вспыхнуло в Москве… Восставшее население столицы ворвалось в Кремль. Начался разгром дворов Морозова, его родственников и лиц, которых восставшие считали виновниками своих бедствий. В течение нескольких дней Москва находилась во власти восставших.
1. Найди в тексте подтверждение роста неравенства доходов разных групп населения.
2. Объясни, как связаны описанные события 1648 г. с ростом неравенства доходов в стране.

Ответ:

В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служивым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев.
Решение боярина Морозова привело к росту неравенства доходов. Люди были недовольны своим положением и начали бунтоват. Летом 1648 года вспыхнуло восстание в Москве.

§7. В классе и дома. Задание №6*

Найди с помощью интернет−ресурсов величину прожиточного минимума в прошлом и текущем годах в нашей стране в целом и в регионе твоего проживания. Сравни их. Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные данные?

Ответ:

Прожиточный минимум на душу населения в целом по России:
2021 год − 11653 рубля
2022 год − 12654 рубля
Прожиточный минимум на душу населения в Нижегородской области:
2021 год − 10833 рубля
2022 год − 11233 рубля
Полученные данные говорят о том, что прожиточный минимум с каждым годом увеличивается, как по России в целом, так и по Нижегородской области. Увеличение прожиточного минимума связано с ростом цен и другими изменениями, происходящими в обществе.

§7. В классе и дома. Задание №7*

Выполни работу в группе: подбери материал из СМИ о мерах, принимаемых государством для регулирования неравенства доходов в нашей стране, в частности на территории твоей республики, края, области. Обсуди их с одноклассниками.

Ответ:

1. Постановление Правительства Нижегородской области от 11.01.2021 № 6 "Об утверждении региональной программы по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Нижегородской области"(срок реализации программы с 2020 по 2030 годы).
2. В Нижегородской области реализуется пилотный проект по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности к 2024 году в два раза.
Одним из инструментов, направленных на снижение бедности, является предоставление адресной государственной социальной поддержки на основании социального контракта, предусматривающего выплаты малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально−демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области, при условии совершения ими действий, направленных на преодоление бедности, в том числе трудоустройства, переобучения, регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых.
Социальный контракт является одним из перспективных направлений по оказанию гражданам социальной помощи в преодолении трудной жизненной ситуации.