§ 11. Культура и её достижения
§11. Вспомним. Задание №1
Какие памятники культуры Древнего мира сохранились до наших дней? Какой вклад в историю культуры внесли народы России в Средние века? Имена каких деятелей культуры увековечены в твоём крае?
Ответ:
Памятники культуры Древнего мира, которые сохранились сейчас это − пирамиды Египта, Афинский Акрополь, Колизей в Италии, Каменный город Петра в Палестине, Великая Китайская стена в Китае.
Народы России в Средние века привнесли в историю культуры иконопись, деревянные постройки русского типа, христианство, кириллицу.
Знаменитые нижегородцы, родившиеся в Нижнем Новгороде:
1. преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, Чудотворец;
2. изобретатель Иван Петрович Кулибин;
3. математик Николай Иванович Лобачевский;
4. писатель−путешественник Василий Яковлевич Баранщиков;
5. педагог Иван Иванович Кужелев;
6. литературный критик, революционный демократ Николай Александрович Добролюбов.
§11. Обсудим вместе. Задание №1
Многие твои сверстники считают себя культурными людьми, ссылаясь на то, что они знакомы с творчеством современных эстрадных исполнителей, следят за новинками кино и часто ходят в театр со своим классом. Что ты думаешь об этом? Можешь ли ты о себе сказать, что ты − человек культурный?
Ответ:
Я считаю, что нельзя считаться культурным человеком лишь из−за знакомства с творчеством современных эстрадных исполнителей, посещения выставок, музеев и театров. Культурный человек − это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательность.
Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся её.
Культурный человек способен за художественными образами увидеть живую жизнь во всей её полноте и сложности. Для этого необходимо стремиться узнавать больше, оценивать с позиции добра, беречь и приумножать достижения культуры.
Мне кажется, что я еще не в полном объёме культурный человек. Я только прикасаюсь к миру прекрасного, только начинаю всё понимать и осознавать. Но я на пути к этому.
Страница 105. Задание №1
В 1883 г. в Москве на Красной площади открылось здание Государственного исторического музея (ГИМ). ГИМ − крупнейший национальный музей России. Он был основан в 1872 г. по инициативе общественности. По проекту архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова здание музея воздвигли напротив старейшей святыни России − храма Василия Блаженного, и всё оно − его фасады и интерьеры, росписи потолков и стен, рисунки мозаичных полов, даже оконные переплёты, наличники дверей и решётки представляло собой архитектурно−живописную версию истории России. В собрании ГИМ представлены археологические находки, рукописи, древние иконы, оружие, научные приборы, ювелирные украшения, произведения искусства и многое другое. Коллекция изобразительного искусства насчитывает около 500 тысяч экспонатов, включает в себя портреты, пейзажи, акварели, рисунки, литографию.
А ты давно был в музее? Знаешь ли ты, какие есть музеи в твоём городе, селе, в твоей школе?
Ответ:
В музее я была в этом месяце.
В нашем посёлке есть Краеведческий музуй. Он открылся совсем недавно.
План по экспозиционно−выставочной работе на 2022 год по трем филиалам Воротынского районного краеведческого музея весьма обширный: музею предстоит открыть 61 выставку.
В феврале произошло обновление экспозиции в Воротынском музее. Продолжают работать выставка «Волжский речной флот» и экспозиция, посвященная вкладу воротынчан в Победу в Великой Отечественной войне.
Вместе с тем сотрудники стараются поддерживать курс на создание ярких, интересных, разноплановых по содержанию и направленности выставок: исторических, естественно−научных, художественных.
В музей вновь вернулась энтомологическая коллекция Мордовского государственного заповедника. Бабочки и пауки, жуки и стрекозы, скорпионы и кузнечики разместились в 10 витринах и замерли в ожидании посетителей.
А рядом расположилась выставка «Из глубины веков», созданная на основе археологической коллекции Васильсурского музея: кости вымерших животных – мамонта, быка−тура, шерстистого носорога, каменные и костяные орудия труда первобытных людей. Некоторым из этих предметов – десятки и даже тысячи лет.
Еще одна традиция музея – представление увлечений наших земляков: коллекционеров, мастеров декоративно−прикладного искусства.
В одном из залов разместилась небольшая часть замечательной коллекции самоваров и весов, собранных В.В. Хрычевым. Постепенно наполняется экспонатами выставка, посвященная коллективу Воротынского цеха Лысковской строчевышивальной фабрики. Свои вышивки передали в музей Н.И. Шелаумова и З.А. Таганкина.
Выставки в Краеведческом музее постоянно обновляются. Приезжайте к нам в музей.
§11. Проверим себя. Задание №1
Что относится к памятникам материальной культуры?
Ответ:
Памятники материальной культуры − это всё то, что создано руками человека. Это могут быть здания, мосты, машины, посуда, предметы интерьера, одежда и т.д.
§11. Проверим себя. Задание №2
Каким образом достижения культуры передаются другим поколениям?
Ответ:
Достижения культуры передаются другим поколениям через многочисленные музеи, выставки, библиотеки, театры и другие учреждения культуры.
Люди, которые занимаются изучением и сохранением памятников культуры, проводят тщательную работу по их поиску и передают находки на хранение в специальные учреждения. Масштабные памятники культуры, например, пирамиды, становятся охраняемыми объектами.
§11. Проверим себя. Задание №3
Как стать культурным человеком?
Ответ:
Чтобы стать культурным человеком необходимо расширять свой кругозор. Также необходимо быть интеллигентным человеком. По−настоящему интеллигентный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Такие черты, как скромность, доброта, сострадание к людям, во все времена были характерны для по−настоящему культурных людей.
§11. В классе и дома. Задание №1
Прокомментируй фрагмент текста учебника: «Можно сказать, что культура развивалась и развивается в пространстве и во времени». Приведи собственные примеры, которые подтвердят твой комментарий.
Ответ:
Культура меняется постоянно, так как её создают люди. Люди тоже меняются, потому что меняется общество, в котором они живут. Появляются новые технологии, изобретения, открытия, интересы, влияющие на людей и их видение происходящего.
В качестве примера я приведу живопись. Сначала это были наскальные рисунки, а со временем появились листы, холсты и краски. Появляются художественные школы и направления в живописи. Живопись продолжает развиваться и сейчас.
Культура также развивалась и развивается в пространстве. Мы можем наблюдать произведения культуры и создавать объекты творчества не только вживую, теперь есть возможность делать это в виртуальном пространстве.
§11. В классе и дома. Задание №2
Проведи опрос среди своих одноклассников по теме «Какие достижения культуры я считаю наиболее значительными». Собери мнения одноклассников, проанализируй, сделай собственные выводы, представь полученные результаты в виде компьютерной презентации.
Ответ:
Вместе с одноклассниками мы выделили следующие достижения культуры, которые кажутся нам наиболее значительными:
Электричество. В современном мире роль электричества и электроэнергии в целом огромна. Электричество сопровождает человека повсюду.
Определенно, это интернет. Современную жизнь без интернета вообще невозможно представить. Интернет − это всемирная система компьютерных сетей, которая используется для хранения и передачи информации.
Сотовый телефон. Мобильные телефоны играют важную роль в нашем, современном мире. Практически у каждого человека сейчас есть мобильный телефон. Люди по нему звонят, смотрят видео, слушают музыку, фотографируют, играют, в конце концов. Мобильный телефон очень важен в нашей жизни, при помощи мобильного телефона можно делать всё: начиная от чтения обычных кулинарных рецептов и заканчивая заключением сделок в крупных масштабах. Но всё же главной и, безусловно, самой нужной является функция общения. С помощью телефона можно на огромном расстоянии слышать и даже видеть родные голоса и лица. Можно запечатлеть красивейшие места, важные события, выступления любимой группы или актёра. Телефон важен в повседневной жизни.
Электроприборы. Электрические приборы облегчают процесс ведения домашнего быта и хозяйства, они придают комфорт нашей повседневной жизни, механизируют все сложные и простые технологические процессы.
Еще одним важным достижением прошлого является религия. Религия является неотъемлемой частью общественной жизни с древнейших времен. Религия − это система взглядов, основанная на вере в сверхъестественное, которая производит моральные нормы и типы поведения.
§11. В классе и дома. Задание №3
Напиши короткую заметку на тему «Мои раздумья о «царском» пути в приобщении к достижениям культуры».
Ответ:
«Мои раздумья о «царском» пути в приобщении к достижениям культуры».
Я считаю, что невозможно приобщиться к культуре с помощью «царского пути». Когда человек использует «царский путь», то начинает лениться и перестаёт развиваться как личность. Нельзя просто купить знания или мгновенно приобрести умения и навыки. Купленные знания не означают, что человек ими владеет на самом деле. Он не сможет воспользоваться ими в нужный момент жизни. Чтобы приобщиться к культуре, необходимо получать удовольствие от того, что ты делаешь. А в процессе приобретения знаний необходимо постоянно трудиться и бороться с собственной ленью.
§11. В классе и дома. Задание №4
Прочитай фрагмент текста и выполни задания к нему.
Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры − развитие понимания культурных ценностей прошлого и культур других национальностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей. (Д. С. Лихачёв)
1. Какие суждения, помещённые в таблице ниже, соответствуют содержанию приведённого фрагмента. Аргументируй свой выбор. Заполни таблицу в тетради.
2. Сформулируй своими словами основную идею приведённого фрагмента.
Суждения Соответствуют содержанию фрагмента Не соответствуют содержанию фрагмента
Развитие культуры преимущественно выражается в созидании нового
Без сохранения культурных ценностей прошлого невозможно развитие культуры
Прогресс культуры невозможен при неуважении культуры разных народов
Прогресс культуры происходит независимо ни от чего
Ответ:
Суждения | Соответствуют содержанию фрагмента | Не соответствуют содержанию фрагмента |
Развитие культуры преимущественно выражается в созидании нового | Не соответствует содержанию фрагмента. Аргумент: Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей. | |
Без сохранения культурных ценностей прошлого невозможно развитие культуры | Соответствует содержанию фрагмента. Аргумент: Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры − развитие понимания культурных ценностей прошлого. | |
Прогресс культуры невозможен при неуважении культуры разных народов | Соответствует содержанию фрагмента. Аргумент: Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры − развитие понимания культур других национальностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. | |
Прогресс культуры происходит независимо ни от чего | Не соответствует содержанию фрагмента. Аргумент: Прогресс культуры зависит от многих факторов (развитие общества, обнаружение старых культурных ценностей). |
Основная идея приведённого фрагмента заключается в том, что культура не будет развиваться и меняться, если люди не будут возвращаться к прошлым достижениям культуры и не будут уважать их. Те достижения, которые были сделаны в прошлом, считаются образцами, на которые необходимо обращать внимание.
§11. В классе и дома. Задание №5
Поэту Н. А. Заболоцкому принадлежат строки:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!
Имеют ли отношение эти стихотворные строки к содержанию параграфа? Каково это отношение?
Ответ:
Эти стихотворные строки поэта Н.А. Заболотского имеют непосредственное отношение к содержанию параграфа, потому что необходимо развиваться, учиться чему−то новому, чтобы быть культурным человеком. Если человек будет сидеть без дела, то он и не будет развиваться в культурном плане.
§11. В классе и дома. Задание №6
Подготовь вместе с одноклассниками выставку «Памятники культуры моего края».
Ответ:
«Памятники культуры моего края»:
Храм Вознесения Господня и Николая Чудотворца
Построен храм в 1824 году на средства прихожан. В советское время храм был закрыт. В настоящее время храм возрождается, ведётся служба.
Обелиск, павшим войнам в Великой Отечественной войне
Большие людские потери понесла Белавка на фронтах Великой Отечественной войны. Немало из них с честью похоронены на местах былых боёв и при госпиталях. Однако до сих пор не известна судьба десятков, которые числятся пропавшими без вести. Сегодня, к сожалению, в селе не осталось в живых ни одного ветерана войны.
Памятник князю Воротынскому
20 сентября 2008 году в нашем районном центре Воротынец был торжественно открыт памятник князю Воротынскому. 4−х метровая бронзовая статуя князя создана заслуженным художником РФ, скульптором В. П. Нагорновым.
Страница 112. Задание №1
Рассмотри репродукции картин. Какие образы привлекли внимание художников?
В. М. Васнецов (1848 − 1926). Нестор−летописец.
1919 г. Дом−музей В. М. Васнецова
М. А. Врубель (1856 − 1910). Царевна−Лебедь.
1900 г. ГТГ
Ответ:
Художника М. В. Васнецова привлёк образ Нестора−летописца, а М. А. Врубеля − Царевны−Лебедя.
М. В. Васнецова привлёк образ Нестора−летописца, потому что он считает его достойным человеком и уважает его труд, который он проделал. Образ Нестора−летописца реальный, и именно благодаря его работам мы узнаём об истории нашей страны в древности.
Царевна−Лебедь − это вымышленный персонаж из произведения А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане". М. А. Врубеля привлекла сказочная красота Царевны−Лебеди. На своей картине М. А. Врубель запечатлел процесс перевоплощения из лебедя в красивую девушку. Этот миг застыл на картине образом между сказкой и реальностью.