Откроем атлас - определитель (стр.75)

Задание №1

Узнайте подробнее о граните и составляющих его минералах. Найдите информацию о том, что такое горный хрусталь и аметист.

Ответ:

Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит − горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна − это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие − кварц, чёрные − слюда. "Зерно" по−латыни − "гранум". От этого слова и появилось название "гранит".
Полевой шпат − самый распространённый минерал земной поверхности. Известно много разновидностей полевых шпатов. Среди них есть белые, серые, желтоватые, розоватые, красные, зелёные камни. Чаще всего они непрозрачны. Некоторые из них используют для изготовления украшений.
Кварц − минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Попадаются кристаллы кварца размером от нескольких миллиметров до нескольких метров! Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, непрозрачный белый − молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц − аметист. Есть кварц розовый, кварц голубой и другие разновидности. Все эти камни с давних пор используются для изготовления различных украшений.
Слюда − минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они тёмные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород. Интересно, что в прошлом слюду часто использовали вместо стекла в окнах.

Задание №2

Узнайте подробнее о каменном угле. Найдите информацию о том, какой ещё бывает уголь.

Ответ:

Каменный уголь чёрного цвета, плотный, с заметным, хотя и не очень сильным, блеском. Каменный уголь оставили нам в наследство растения, жившие на Земле много миллионов лет назад. Если рассматривать его, то можно увидеть отпечаток какого−нибудь древнего растения.
Уголь бывает каменным, бурым и есть ещё особенно ценный уголь − антрацит. Антрацит отличается сильным металлическим блеском. Образовался он в недрах Земли со временем ещё более уплотнялся и постепенно превращался в антрацит.

Задание №3

Узнайте подробнее об известняке, меле и мраморе. Найдите информацию о том, из какого минерала состоят эти горные породы.

Ответ:

Известняк − это обычно белый или серый камень. Он образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Известняк − горная порода. Вещество (минерал), из которого он сложен, называется кальцит. Известняк широко используется в строительстве.
Мрамор − видоизменённый известняк. Мрамор состоит из кальцита и различных примесей, которые придают ему разнообразную окраску. Мрамор с древних времён широко применяется в скульптуре и строительстве.
Мел − ещё одна разновидность известняка. Он белого цвета, довольно мягок, оставляет на руках белый порошок. Мел образовался из остатков таких крошечных морских организмов, что без микроскопа их увидеть невозможно. Используется для изготовления школьных мелков. Для получения цветных мелков к мелу добавляют красящие вещества.

Обсудим (стр.75)

Задание №1

Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

Ответ:

В Нижегородской области имеются месторождения железных руд, торфа, фосфоритов.

Задание №2

В книге «Великан на поляне» прочитаем рассказ «И камень достоин уважения» и обсудим его.

Ответ:

В рассказе «И камень достоин уважения» нам рассказывают о Лёше, который на школьной экскурсии стал ногой обрушивать край небольшого обрыва. Но Лёша не думал, что он может свалиться. И совсем не думал, что на отвесном склоне могут быть чьи−то норки, например, ласточек−береговушек или некоторых насекомых, и что эти норки будут уничтожены. К счастью, Лёша не успел сделать ничего плохого − учитель остановил его. Но ведь не всегда рядом бывает учитель...
Всё что создала природа, по−своему красиво. Цветы и деревья, птицы и бабочки, моря и реки, и этот небольшой обрыв тоже. И камень−валун, который лежит неподалёку.
К сожалению, недобрым "атакам" человека подвергаются не только камни−валуны, но и целые скалы. Некоторые отдыхающие, туристы, встретив высокую красивую скалу, совсем некрасиво поступают по отношению к ней. То краской напишут, а то и выбьют свои имена. Так на долгие годы или даже навсегда нарушается природная красота скалы.
Ничего напрасно не надо разрушать и ломать. Ведь многочисленные и такие разные обрывы, валуны, скалы не случайны, все они нужны и находятся на своём месте. Они, как и живые существа, а также почва, вода и воздух, заслуживают к себе доброго и умного отношения.

Подумаем! (стр.75)

Задание №■

Докажите на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей.

Ответ:

Хозяйственная жизнь людей невозможна без гранита, мрамора, известняка, глины и песка. Из них люди строят различные сооружения для жилья и хозяйственной деятельности.
Каменный уголь люди используют в качестве топлива для выработки электричества, горячего водоснабжения и отопления, удобрения для растений, источника химических веществ.
Из нефти изготавливают бензин, керосин, пластмассу, краски и т. д. Нефть очень важная для химической промышленности.
Природный газ также является топливом для некоторой техники, а в быту служит очагом для приготовления пищи.

Проверим себя (стр.75)

Задание №1

Что такое минералы и горные породы?

Ответ:

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы − это природные вещества. А горные породы − природные соединения минералов.

Задание №2

Приведите примеры минералов и горных пород.

Ответ:

К горным породам относятся гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор.
К минералам относятся кристаллы кварца, полевой шпат, слюда, кремень, гипс, золото, пирит.

Задание №3

Что такое полезные ископаемые?

Ответ:

Полезные ископаемые − горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Задание №4

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Ответ:

Полезные ископаемые, которые мне известны:
• нефть;
• каменный уголь;
• газ;
• каменная соль;
• железная руда.