Поиграем! (стр.99)

Задание №■

Вспомните якутскую игру «Тыытыгын» и поиграйте в неё. Объясните, почему эта игра подходит к теме сегодняшнего урока.

Ответ:

В этой игре ведущий (ястреб) осаливает остальных игроков, которые изображают уток, гусей, журавлей.
Игра «Тыытыгын» подходит к теме сегодняшнего урока, ведь в этой игре отыгрываются связи в природе между птицами. Ястреб охотится на уток, гусей и журавлей, потому что питается ими.

Откроем атлас - определитель (стр.99)

Задание №■

В атласе−определителе найдите информацию об одном растительноядном или хищном животном. Сделайте сообщение классу.

Ответ:

Лось − самый крупный из оленей. Его рост превышает 2 м, а масса может достигать 600 кг. Этот лесной великан кормится, как и другие олени, разнообразной растительной пищей. Рога лося (они есть только у самцов) имеют широкую плоскую часть, которая называется "лопата".
Лесная куница довольно крупное животное. Длина тела наиболее рослых зверьков достигает 58 см, не считая хвоста. Приметный признак лесной куницы − большое жёлтое или оранжевое пятно на горле и груди. Этот лесной хищник может ловко передвигаться и по земле, и по деревьям. Добыча куницы − грызуны, зайцы, разные птицы.

Обсудим (стр.99)

Задание №■

На «Дополнительных страничках» прочитаем рассказ «Доброе слово о хищниках» и обсудим его.

Ответ:

Хищники являются "санитарами" в природе. Хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни, и много животных погибало.
Известно также, что хищные животные помогают людям охранять урожай. Например, лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Божьи коровки поедают тлей, защищая урожай в саду.

Подумаем! (стр.99)

Задание №1

Приведите свои примеры растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных.

Ответ:

Растительноядные животные:
• корова;
• коза;
• заяц;
• жираф;
• слон.
Насекомоядные животные:
• крот;
• ёж;
• землеройка;
• муравьед;
• лягушка.
Хищные животные:
• тигр;
• лев;
• волк;
• кобра;
• аллигатор.
Всеядные животные:
• енот;
• медведь;
• кабан;
• свинья.

Задание №2

Предложите свой вариант цепи питания.

Ответ:

Пчела собирает нектар с цветущего растения. Паук охотится на пчелу, которая может попасть в его сети. На пауков охотятся птицы, например, воробьи. На воробья охотятся хищные птицы, например, совы или ястребы.

Задание №3

Приведите свой пример приспособленности животных к добыванию пищи или к защите от врагов.

Ответ:

Богомол сливается с растениями, что помогает ему прятаться от врагов и подстерегать свою жертву. Также у богомола для охоты две очень длинные, передние лапы, благодаря которым он может хватать жертву на большом расстоянии от него.

Проверим себя (стр.99)

Задание №1

На какие группы учёные делят животных по особенностям питания?

Ответ:

По особенностям питания, учёные делят животных на группы:
• растительноядные;
• насекомоядные;
• хищные;
• всеядные.

Задание №2

Приведите примеры животных этих групп.

Ответ:

Растительноядные животные:
• корова;
• коза;
• заяц;
• жираф;
• слон.
Насекомоядные животные:
• крот;
• ёж;
• землеройка;
• муравьед;
• лягушка.
Хищные животные:
• тигр;
• лев;
• волк;
• кобра;
• аллигатор.
Всеядные животные:
• енот;
• медведь;
• кабан;
• свинья.

Задание №3

Охарактеризуйте цепи питания в живой природе.

Ответ:

Цепи питания − важная часть разнообразных невидимых нитей в живой природе. Растениями питаются растительноядные или всеядные животные. На растительноядных животных охотятся хищники.