Откроем атлас - определитель (стр.79)
Задание №■
В атласе−определителе «От земли до неба» найдите информацию о животных почвы − кроте и медведке.
К каким группам животных они относятся? Сравните их внешний вид. В чём сходство? Как вы можете его объяснить?
Ответ:
Медведка
Крот и медведка относятся к животным, которые живут и находят пищу под землёй.
Медведка большая (до 5 см в длину), массивная, бурого цвета, покрытая волосками, она действительно напоминает медведя. Но ещё больше похожа на крота. Как и крот, медведка живёт в почве и роет там ходы. Для этого ей служат передние ноги − широкие, словно лопаты. Ест медведка в основном подземные части растений.
Крот
Крот, тоже подземный житель и имеет мощные мощные передние лапы. Крот в отличие от медведки покрыт шерстью и не имеет глаз. Длина его тела до 15 см. Обитает на лугах, в лесах и садах. Нередко о его присутствии говорят "кротовины" − кучки земли, выброшенной при рытье нор. Ест он насекомых, дождевых червей. Корни растений не подгрызает.
Обсудим (стр.79)
Задание №■
В книге «Великан на поляне» прочитаем рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового вы узнали из рассказа? Как вы относитесь к дождевым червям? Чему может научить вас этот рассказ?
Ответ:
Я узнал, что прозвали червей дождевыми за то, что они появляются на поверхности после дождя. Они покидают подземные норки и выбираются на поверхность почвы, потому что дождевая вода выгоняет их оттуда. А ночью в теплую погоду они вылезают сами, немного высовываются из−под земли и хватают ртом гниющие листики и траву. Передвигаясь в почве, черви пропускают через себя землю. Пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки, они делают почву более плодородной. В ходах дождевых червей «запасается» воздух, необходимый для дыхания корней растений. Чарльз Дарвин сравнивал червей с заботливым садовником.
Некоторые школьники, ничего толком не зная о дождевых червях, иногда нарочно наступают на них, или убивают их лопатой, а делать этого ни в коем случае нельзя.
Если нам попадается дождевой червь, то необходимо сохранить ему жизнь, ведь он делает почву более плодородной. Нужно охранять нашу природу, а почва источник вкусных и полезных растений.
Подумаем! (стр.79)
Задание №■
Учёные утверждают, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются. Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните.
Ответ:
Я согласен с данным утверждением. Почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Ведь в почве содержатся питательные вещества для растений. Если в почве не будет питательных веществ и на ней ничего не будет расти, то почва получается "умрёт". Она является кормилицей для растений и других живых существ.
Проверим себя (стр.79)
Задание №1
Что такое почва?
Ответ:
Почва − это верхний плодородный слой земли. Плодородие − главное свойство почвы.
Задание №2
Охарактеризуйте состав почвы.
Ответ:
Почва состоит из:
• кислорода;
• перегноя;
• солей;
• растворённых солей;
• воды.
Задание №3
Что растения получают из почвы?
Ответ:
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Эти соли − питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Задание №4
Как животные почвы влияют на её плодородие?
Ответ:
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Животные перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Задание №5
Какое значение имеет почва для живой природы и хозяйственной жизни людей?
Ответ:
Для живой природы и хозяйственной жизни людей почва является "кормилицей".
В почве растут растения, которыми питаются животные. Также для некоторых животных почва является "домом".
Люди выращивают культурные растения, плодами которых потом питаются. Также растения выращивают для домашних животных, получения тканей, красителей и т. д.