Ответы к странице 83

Задание №•

Рассмотрите схемы дыхания и питания растений. Сравните их. В каком случае растения выделяют кислород, а в каком поглощают его?
ГДЗ по Окружающему миру, 1 часть, 3 класс, учебник, «Перспектива», Плешаков А.А., Новицая М.Ю.

Ответ:

Днём растения дышат углекислым газом, а выделяют кислород. Корни в дневное поглощают воду и растворённые соли, а из воды и углекислого газа готовят для себя сахар и крахмал.
Ночью растение дышит кислородом, а выделяет углекислый газ.
В ночное время корни дышат кислородом, а выделяют углекислый газ.

Откроем атлас - определитель (стр.83)

Задание №1

С помощью атласа−определителя приведите примеры:
а) мхов;
б) папоротников;
в) хвойных растений;
г) цветковых растений.

Ответ:

а) Примеры мхов:
• Фунария;
• Мниум волнистый;
• Тортула;
• Гипнум кипарисовый.

б) Примеры папоротников:
• Голокунчик;
• Щитовник;
• Орляк.

в) Примеры хвойных растений:
• Сосна;
• Ель;
• Туя;
• Можжевельник.

г) Примеры цветковых растений:
• Розы;
• Тюльпаны;
• Цикорий;
• Гвоздика травянка;
• Лютик едкий.

Задание №2

Определите несколько растений вашего края. Дайте им краткую характеристику с помощью текста атласа или самостоятельно.

Ответ:

В Нижегородской области можно встретить множество растений. Одно из них − купальница. Высотой она бывает до 70 см, а растёт во влажных местах. Её крупные цветки очень красивы, и это растение часто оказывается в букетах. Но сорванная купальница быстро увядает. Не рвите её!
В городе можно часто встретить всем известный подорожник. Он бывает разный, например, подорожник большой встречается чаще всего. У него широкие, овальные листья, а крошечные цветки образуют длинный "хлыстик".
В лесах растёт земляника. Земляника известна всем по вкусным, ароматным ягодам. Когда землянику собирают, маленькие зелёные листочки, прижатые к ягодам (чашелистики), остаются на веточках. А у клубники они отрываются вместе с ягодами. Поэтому клубнику приходится дополнительно чистить.
На лугах и полях встречается ятрышник. Ятрышник − представитель "северных орхидей". Большинство других орхидей растёт на юге − в жарких странах − и славится крупными цветками. У ятрышника цветки некрупные, но тоже очень красивые. Во многих районах ятрышники внесены в список охраняемых растений.
В северных районах Нижегородской области много хвойных лесов. Одними из обитателей лесов являются ель и сосна обыкновенные. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые.

Подумаем! (стр.83)

Задание №■

Какую роль растения играют в хозяйственной жизни людей?

Ответ:

С древних времён человек использует растения в хозяйстве. Из некоторых растений делают одежду, например, лён, хлопок и конопля.
Испокон веков человек одевается, используя растения (например, лён, коноплю или хлопок) для создания одежды.
Из деревьев получают древесину. Из древесины делают мебель, строят дома, бумагу. Сегодня по всему миру существуют комбинаты и фабрики, где используют древесину.
Основная роль растений в хозяйстве в том, что они кормят человека и сельскохозяйственных животных. Человек использует для этого:
• злаковые культуры (рожь, пшеница, кукуруза, рис и др.);
• плодово−ягодные культуры (яблоки, клубника, вишня и др.);
• овощные культуры (капуста, огурец, морковь, картофель и др.);
• зернобобовые культуры (горох, фасоль, чечевица и др.);
• кормовые культуры (кормовая свекла, овёс, клевер и др.).
В растениях много полезных веществ и витаминов. Их используют в приготовлении лекарственных средств.
Человечество не сможет выжить, если зелёный мир погибнет. Мы просто обязаны беречь природу и жить с ней в гармонии.

Проверим себя (стр.83)

Задание №1

На какие группы учёные делят растения?

Ответ:

Ученые делят растения на несколько групп:
• водоросли;
• мхи;
• папоротники;
• хвойные растения;
• цветковые растения.

Задание №2

Приведите примеры растений разных групп.

Ответ:

Примеры водорослей:
• Ламинария;
• Саргассум;
• Ульва;
• Порфира.

Примеры мхов:
• Фунария;
• Мниум волнистый;
• Тортула;
• Гипнум кипарисовый.

Примеры папоротников:
• Голокунчик;
• Щитовник;
• Орляк.

Примеры хвойных растений:
• Сосна;
• Ель;
• Туя;
• Можжевельник.

Примеры цветковых растений:
• Розы;
• Тюльпаны;
• Цикорий;
• Гвоздика травянка;
• Лютик едкий.

Задание №3

Почему растения называют удивительными «поварами»?

Ответ:

Растения − это удивительные «повара», которые из воды и углекислого газа готовят себе пищу − сахар и крахмал. Чудесная «кухня» располагается в листьях растений. Вода поступает туда по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но работает чудесная «кухня» только на свету. Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.

Задание №4

Какую роль растения играют в природе и жизни людей?

Ответ:

Растения обеспечивают питательными веществами других представителей живой природы − животных и человека. И вместе с питательными веществами передают им необходимую для жизни энергию. Так растения связывают в одну цепочку Солнце и всё живое на Земле. Растения выделяют кислород в воздух. Кислородом дышат люди, животные и сами растения. Если бы на Земле не росли растения, то в воздухе бы совсем не было кислорода!