Обсудим (стр.13)
Задание №■
В книге «Великан на поляне» прочитаем рассказ «Изучили». Как в этом рассказе проявилась мысль о том, что человек, познавая мир, должен думать о справедливости и добре, быть ответственным за свои действия?
Ответ:
Петя и Женя пришли на пруд. Увидели что−то необычное в воде, достали из воды и стали рассматривать. Это были лягушачьи икринки. Ребята сорвали лист и стали их рассматривать. Поразглядывали свою находку, бросили листок и пошли дальше.
А как же икринки? Они так и остались лежать на берегу, и уже никто не вернёт их обратно в воду. А ведь из этих икринок могли родиться маленькие лягушата.
Любознательность − это хорошо, но изучая что−то нужно быть ответственным и не причинять своими действиями вред. Несправедливо икринкам остаться лежать на берегу, они же ничего ребятам не сделали, а из них теперь никто не родится. Нужно быть добрее, а им нужно было вернуть листок с икринками обратно в воду.
Подумаем! (стр.13)
Задание №1
Как различные способы изучения окружающего мира дополняют друг друга?
Ответ:
Прежде, чем проводить какие то опыты, люди сначала наблюдают. Что−то увидев, заметив, в природе, человеку приходит идея, как он может использовать это в своих опытах и что он хочет от этих опытов получить. Во время наблюдений необходимо уметь определять природные объекты, знать названия этих объектов. С помощью полученных знаний, во время наблюдений, можно смоделировать увиденное.
Задание №2
Для чего служит каждый из изображённых на с. 12 предметов?
Ответ:
Для чего служат предметы изображённые на стр. 12:
• Весы нужны для определения массы веществ или предметов.
• Секундомер нужен для точного определения времени в секундах.
• Часы нужны для точного определения времени в часах, минутах и секундах.
• Линейка нужна для измерения расстояния в сантиметрах.
• Рулетка нужна для измерения расстояния, или размеров предметов в сантиметрах и метрах.
• Термометр нужен для измерения температуры.
• Телескоп нужен для наблюдений в ночном небе.
• Микроскоп нужен для детального изучения веществ.
• Бинокль нужен для наблюдения за отдалёнными объектами.
• Лупа нужна для небольшого увеличения при изучении предметов.
• Пробирки нужны для хранения жидких веществ и смешивания веществ во время опытов.
• Спиртовка нужна для нагревания веществ во время опытов.
• Колба нужна для нагревания веществ во время опытов.
• Ступка нужна для перетирания в порошок различных веществ.
• Штатив нужен для удерживания различных сосудов во время опытов.
Проверим себя (стр.13)
Задание №1
Назовите способы изучения окружающего мира.
Ответ:
Наблюдение и опыт − главные способы изучения окружающего мира. Их дополняют другие способы:
• Определение природных объектов во время наблюдений.
• Измерения во время наблюдений и опытов.
• Моделирование − создание различных моделей.
Задание №2
Чем опыт отличается от наблюдения?
Ответ:
При проведении опыта исследователь повторяет, воспроизводит (чаще всего в лаборатории) то или иное явление. Так, с помощью опытов можно узнать, что происходит с предметами при нагревании и охлаждении, какие материалы притягиваются магнитом, а какие − нет.
При наблюдении человек никак не участвует в процессе, а лишь наблюдает и делает выводы.
Задание №3
Какую роль в познании мира играет определение природных объектов?
Ответ:
Определить природный объект − значит узнать его название. При проведении наблюдений в природе часто требуется определение природных объектов: растений, животных, грибов, камней, звёзд.
Учёные пользуются для этого особыми книгами − определителями.
Задание №4
Как моделирование помогает изучать мир?
Ответ:
Моделирование − это создание различных моделей. Моделирование позволяет воспроизвести явления и тщательнее в них разобраться. Например, во 2 классе мы применяли моделирование при изучении связей в природе − невидимых нитей. Благодаря моделям они становились "видимыми", и мы могли лучше в них разобраться.
Задание №5
Перечислите этапы проведения наблюдения или опыта.
Ответ:
При проведении наблюдений и опытов нужно:
1) Поставить цель (что хотим узнать, какое предположение собираемся проверить);
2) Наметить и выполнить план действий;
3) Зафиксировать результаты (например, занести в таблицу, изобразить с помощью условных знаков, сделать рисунок, фотографию, видеозапись);
4) Сделать вывод.