Подведем итоги (стр.126)
Задание №1
Определи по свойствам, о чём идёт речь − о твёрдых телах, жидкостях или газах.
Они летучи, не сохраняют своей формы и занимают весь предоставленный им объём.
Ответ:
Речь идёт о газах. Они летучи, не сохраняют своей формы и занимают весь предоставленный им объём.
Задание №2
Сравни звёзды и планеты: в чём их сходство, а в чём различия?
Ответ:
Планеты, в отличие от звёзд, не испускают собственного света. Они лишь отражают солнечный свет. Звёзды светят ярко и температура звёзд намного выше, чем у планет. Звёзды намного больше планет по размерам.
Сходство между ними в том, что мы видим звёзды и планеты с Земли одинаково, в виде мерцающих объектов. Но мы видим планеты только Солнечной системы.
Задание №3
Опиши опыты, показывающие, что при нагревании воздух и вода расширяются.
Ответ:
Мы узнали, что при нагревании воздух расширяется. Мы взяли колбу с трубкой. Опустили трубку в воду. Заметили, что вода не входит в трубку − её «не пускает» воздух. Начали нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему? Вода в трубке поднимается потому, что при нагревании воды происходит не только её нагрев, но и её расширение. Так происходит, потому что частицы воды, молекулы, при нагревании движутся быстрее, сталкиваются между собой, отталкиваются от стенок сосуда, расстояние между молекулами увеличивается, и поэтому жидкость занимает больший объем.
Задание №4
Объясни, какое значение имеют солнце, воздух и вода для всего живого на Земле.
Ответ:
Люди с давних пор относятся к солнцу с любовью и особым уважением. Ведь уже в древности они поняли, что без солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению. Солнце − источник света и тепла для всего живого на Земле.
Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух окружает всю Землю, словно оболочка. Он рассеивает лучи Солнца и создаёт над нами голубое небо. Воздух часто называют невидимым сокровищем. И действительно, он имеет огромное значение для растений, животных, человека. Живые организмы дышат воздухом, поглощая из него кислород, а выделяя углекислый газ. Поэтому без воздуха человек не может обойтись и несколько минут!
Вода − одно из самых распространённых веществ на Земле. Для живых организмов вода имеет огромное значение. Она входит в состав живых организмов. Любой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Поэтому вода необходима всем растениям и животным
Задание №5
Докажи, что круговорот воды − одно из важнейших природных явлений.
Ответ:
Круговорот воды можно считать одним из важнейших природных явлений потому, что вода снова падает на землю в виде дождя и снега. Если бы вода совсем испарялась, то на планете бы совсем не осталось воды. Без воды погибнет всё живое. Также дождь необходим для растений, корни которых не могут прорасти до грунтовых вод.
Задание №6
Назови полезные ископаемые, которые служат топливом или сырьём для его получения.
Ответ:
Одни полезные ископаемые используют в строительстве, из других получают металлы, третьи служат топливом или сырьём для его получения. Например, нефть, газ, каменный уголь, торф. Также из нефти получают несколько видов топлива: бензин, керосин, мазут.
Задание №7
Определи, к каким группам относятся: лиственница, черепаха, сфагнум, осьминог, гладиолус, лягушка.
Ответ:
Группы окружающей природы:
• Лиственница относится к группе хвойных деревьев.
• Сфагнум относится к группе мхов.
• Черепаха относится к группе пресмыкающихся.
• Осьминог относится к группе моллюсков.
• Гладиолус относится к группе цветочных растений.
• Лягушка относится к группе земноводных.
Задание №8
Составь цепь питания, характерную для леса.
Ответ:
Пчёлы собирают нектар с цветущих растений. Паук ловит в свои сети пчёл, а пауками питаются дрозды. На дроздов охотятся совы.
Задание №9
Подготовь для одноклассников вопросы о том, как происходит круговорот веществ в природе.
Ответ:
Мои вопросы одноклассникам:
1) Под действием бактерий всё это постепенно превращается в перегной почвы. О чём речь?
2) Вещества путешествуют в лесу как бы по кругу: из почвы − в растения, из растений − в тела животных, а с остатками растений и животных − куда?
3) Кто ещё участвует в круговороте веществ? Их ещё называют помощниками бактерий.
Ответы к моим вопросам:
1) Под действием бактерий опавшие листья, отмершие части растений и тела погибших животных перерабатываются в перегной почвы. Из него образуются минеральные соли.
2) Вещества путешествуют в лесу как бы по кругу: из почвы − в растения, из растений − в тела животных, а с остатками растений и животных − снова в почву.
3) В круговороте веществ участвуют и грибы. Они помощники бактерий − способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы).
Задание №10
Раскрой роль растений на Земле.
Ответ:
Растения обеспечивают питательными веществами других представителей живой природы − животных и человека. И вместе с питательными веществами передают им необходимую для жизни энергию. Так растения связывают в одну цепочку Солнце и всё живое на Земле. Растения выделяют кислород в воздух. Кислородом дышат люди, животные и сами растения. Если бы на Земле не росли растения, то в воздухе бы совсем не было кислорода!
Задание №11
Объясни, как образ мирового древа отражает мысль народа о разнообразии и единстве природы.
Ответ:
Растения выполняют очень важную роль в мире природы и людей. Они связывают в одну цепочку Солнце и всё живое на Земле. Наши предки создали образ мирового древа, который есть в творчестве многих народов. Мировое древо, по преданиям, растёт в середине мира. Оно собирает в единое целое все стихии природы и людей в особом порядке − верх и низ, небо и землю, предков и потомков. Корни его − в нижнем ярусе. Ствол проходит через средний ярус. А ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху. Когда мы глядим на небо, то днём и ночью видим его цветущие ветви.
Задание №12
Расскажи о том, как ребята вашего класса участвуют в охране природы родного края.
Ответ:
Как ребята моего класса участвуют в охране природы родного края:
• осенью нам удалось принять участие в такой важной и очень полезной работе как высадка саженцев берёзы;
• зимой мы делали кормушки для птиц;
• весной мы высаживали цветы, чистили газоны от прошлогодней листвы, чтобы легче пробивалась молодая травка;
• летом мы с ребятами часто ходили по берегу местного пляжа и убирали мусор за некультурными отдыхающими.
Творческое задание (стр.126)
Задание №1
Придумай и оформи плакат, призывающий взрослых и детей охранять мир природы.
Ответ: