Поиграем! (стр.105)
Задание №■
Придумайте и разыграйте сценки, которые бы показывали, что в лесу все обитатели друг от друга зависят.
Ответ:
Мы разыграли с одноклассниками связь между растениями, насекомыми и птицами.
Мы разделились на три группы. Первая группа собрала на улице веточки и играла роль растений.
Вторая группа, одевшись разными насекомыми вредила растениям, срывая с них листочки.
Третья группа, одевшись птицами бегала за насекомыми и осаливала их, помогая растениям остаться целыми.
Откроем атлас - определитель (стр.105)
Задание №1
Определите в гербарии лесные растения вашего края. Найдите в атласе−определителе информацию о них и подготовьте сообщение классу.
Ответ:
Мне удалось определить лесные растения Нижегородской области. Среди них была клюква, черёмуха, зверобой, земляника, нивяник.
Клюква − стелющийся кустарничек. Растёт на болотах. Её красные ягоды созревают осенью. Зелёные листья и зрелые ягоды остаются на растении всю зиму.
Зверобой называют "травой от девяносто девяти болезней". Это очень ценное лекарственное растение. Чтобы не перепутать его с другими травами, обратите внимание на листья зверобоя: они овальные, с ровным краем и расположены парами, друг против друга. Для домашних животных зверобой ядовит.
Нивяник − это не ромашка, а только похожее на неё растение. Нивяник легко отличить по цельным (не изрезанным наподобие укропа) листьям. Название этого растения происходит от слова "нива" − засеянное поле, пашня. Нивяник во многих районах внесён в списки охраняемых растений.
Черёмуха бывает и кустарником, и деревом. Она замечательна своими белыми душистыми цветками, собранными в густые кисти. Цветёт черёмуха в апреле−мае. Даёт много мёда. Чёрные плоды черёмухи съедобны.
Земляника известна всем по вкусным, ароматным ягодам. Но не путайте её с клубникой, растущей на открытых местах. Когда землянику собирают, маленькие зелёные листочки, прижатые к ягодам, остаются на веточках. Из земляники получается очень вкусное варенье. Это очень вкусная ягода, но чтобы собрать её, нужно постараться.
Задание №2
Назовите лесных животных вашего края. Найдите в атласе−определителе информацию о них и подготовьте сообщение.
Ответ:
В Нижегородской области обитают кабаны, лоси, зайцы, гадюки, бобры, ежи и другие.
Кабан − дикая свинья. Это всеядное животное. Чтобы добыть еду, кабан часто роет землю с помощью клыков, которые у него растут всю жизнь. Поросята у кабана очень симпатичные, полосатые. Самка заботится о детёнышах, храбро защищает их от врагов.
Лось − самый крупный из оленей. Его рост превышает 2м, а масса может достигать 600 кг. Этот лесной великан кормится, как и другие олени, разнообразной растительной пищей. Рога лося (они есть только у самцов) имеют широкую плоскую часть, которая называется "лопата".
Заяц−русак и заяц−беляк довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название. Только кончики ушей остаются чёрными. Русак предпочитает открытые места. Беляк − лесной житель.
Гадюка обыкновенная в длину обычно не больше 60 см (редко до 1 м). На спине у неё зигзагом проходит тёмная полоса. Гадюка любит смешанные леса, зарастающие вырубки и гари, болота, берега озёр и рек. Но может встретиться и на лугу, и в хвойном лесу. питается грызунами и другими мелкими животными. Гадюка − ядовитая змея, но она миролюбива, человека кусает только в том случае, если он наступит на неё или схватит рукой. Укус гадюки опасен, но очень редко бывает смертельным. После укуса нужно обязательно обратиться к врачу.
Бобр − один из самых крупных грызунов (его длина вместе с хвостом около 1 м). Бобр живёт у воды, хорошо плавает и ныряет. Если не видно самих бобров, их присутствие могут выдать поваленные зверьками деревья, а также построенные в водоёме хатки высотой 2−3 м и плотины.
Ёж, колючий зверёк, знаком каждому. Живёт в лесах, садах, зарослях кустарников. Днём малоподвижен, а в сумерках и ночью занимается поисками корма. Его основная пища − различные насекомые.
Задание №3
Какие грибы встречаются в лесах вашего края? С помощью атласа−определителя подготовьте сообщение о них.
Ответ:
В лесах Нижегородской области встречаются съедобные и несъедобные грибы. Из съедобных грибов чаще всего встречаются подберёзовик, сыроежка, рыжик, сморчок, строчок и другие. Из несъедобных мухомор, поганка, дождевик, порховка и другие.
Подберёзовик (берёзовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от тёмно−коричневого до белого. Это очень распространённый съедобный гриб.
Сыроежки очень часто попадаются в лесу. Они очень разнообразны по окраске шляпок. Название все они получили, вероятно, из−за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде, с солью. Но хотя большинство сыроежек съедобно, среди них попадаются несъедобные виды, которые имеют едкий вкус, не исчезающий при вымачивании и отваривании. Сыроежки очень ломки, и поэтому не все грибники любят их собирать. Распознавать различные виды сыроежек (а их в России около 60) очень трудно. Делать это достаточно точно могут только специалисты, изучающие грибы.
Рыжик получил название за свой цвет. Если отломим кусочек гриба, увидим оранжево−жёлтый млечный сок. Рыжик растёт в хвойных лесах. Встречается с конца июля до октября. Это съедобный гриб, причём один из самых вкусных.
Сморчок и строчок появляются ранней весной. Встречаются в лесах, среди кустарников, на вырубках. Сморчок и строчок − условно съедобные грибы. Перед приготовлением их нужно обязательно отварить, а отвар слить.
Мухомор бывает двух видов, мухомор красный и мухомор пантерный. Красный мухомор, самый известный. Он встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь, а пантерный в августе и сентябре. Красный мухомор растёт во многих странах, например, в Южной Америке. Эти грибы ядовитые!
Поганка выглядит по разному. Чаще всего у неё зеленоватая шляпка, белая или слегка зеленоватая ножка. У бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части ножки. Встречается этот гриб в лиственных и смешанных лесах, в августе−сентябре. Бледная поганка − смертельно ядовитый гриб!
Из съедобных грибов на бледную поганку похож шампиньон. Но у него пластинки розовые или фиолетовые, а в основании ножки мешочка нет. Будьте очень внимательны − не перепутайте эти грибы!
Дождевик и порховка не имеют ни шляпок, ни ножек. Встречаются они в лесах и на лугах. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Наступишь на гриб, и он словно взрывается − споры вылетают тёмным облачком. Дождевик, созревая, остаётся прикреплённым к своей грибнице. А порховка отрывается от неё.
Обсудим (стр.105)
Задание №■
В книге «Великан на поляне» прочитаем рассказ «Шум в лесу». Обсудим своё поведение в лесу: совершали ли мы такие поступки, за которые нам стыдно, или такие, которыми мы гордимся?
Ответ:
В рассказе «Шум в лесу» рассказывается о весеннем лесу. Поют птицы, гудят шмели и пчёлы. Всё вокруг дышит и цветёт. Плывут по голубому небу красивые, и такие добрые облака.
Но внезапно, тишину нарушил шум от группы юношей и девушек, которая пришла в лес отдохнуть. Группа включила магнитофон на полную мощность. Всё вокруг куда−то исчезло: и пение птиц, и гудение насекомых, и шелест молодых листочков...
Все животные от страха покинули опушку леса и скрылись от внезапных гостей.
Веселящаяся компания прошла по тропинке, хохоча и громко разговаривая, под шум магнитофона. Постепенно лес приходил в себя, после таких "гостей".
Музыку можно послушать и дома, а в природе лучше слушать её музыку и её песни. Да и шум не так уж безвреден для природы, как может показаться. Особенно для лесных малышей. Потревоженные звери и птицы чаще всего стараются убежать или улететь. А птенцы и зверята, не поспевая за взрослыми, не редко теряются и гибнут.
Не будем создавать ненужный шум в природе. Ни в лесу, ни на лугу, ни на речке. Лучше будем слушать природу. Слушать, думать и радоваться.
Я с родителями никогда не нарушаю природную тишину. Посещая лес, мы и мусора за собой не оставляем. Об этом я всегда говорю своим друзьям, и они меня в этом поддерживают.
Подумаем! (стр.105)
Задание №1
Какой лес называется:
а) лиственным;
б) хвойным;
в) смешанным?
Проверьте себя на «Дополнительных страничках». Какие леса в вашем крае?
Ответ:
а) Если в лесу больше лиственных деревьев, он называется лиственным.
б) Если преобладают хвойные деревья, лес называется хвойным.
в) А если лиственных и хвойных деревьев примерно поровну (они как бы смешаны), то лес называется смешанным.
В Нижегородской области преобладают хвойные и смешанные леса.
Задание №3
Составьте 2−3 цепи питания, характерные для лесного сообщества.
Ответ:
В лесу мышь питается грибами, а лисица охотится на лесную мышь.
Пчёлы собирают нектар с цветущих растений. Паук ловит в свои сети пчёл, а пауками питается дрозды. На дроздов охотятся совы.
Слизни питаются грибами, а слизнями питается ёж. На ежа охотится лиса, а на лису охотится волк.
Проверим себя (стр.105)
Задание №1
Почему лес называют единством живой и неживой природы?
Ответ:
В лесу растут деревья, кустарники и травянистые растения, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.
Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так, солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.
Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве живут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа. Это бактерии. Они важная часть лесного сообщества.
Задание №2
Какие организмы составляют лесное сообщество?
Ответ:
Лесное сообщество составляют деревья, кустарники, травянистые растения, животные, грибы.
Задание №3
Как происходит круговорот веществ в лесу?
Ответ:
Тела погибших животных под действием бактерий постепенно превращаются в перегной почвы. Из него образуются минеральные соли. Эти соли растворяются в воде почвы, и их вновь используют растения. А растениями питаются животные. Так вещества путешествуют в лесу как бы по кругу: из почвы − в растения, из растений − в тела животных, а с остатками растений и животных − снова в почву. Учёные называют это явление круговоротом веществ.