Страница 108
Упражнение 192. Прочитайте загадку. Отгадайте её. (почтовый ящик)
• Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имён существительных в родительном падеже разные окончания.
Дверца узкая под крышей —
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
С. Маршак
Белка - 1 скл., мышь - 3 скл., скворец и жилец - 2 скл.,
У пар существительных 1 и 2, 2 и 3 склонения окончания в Р.п. разные.
Упражнение 193. Прочитайте. Назовите произведение.
Вот у Кол..3, например,
Мама — милиционер.
А у Тол.. и у Вер..
Обе мамы — инженеры.
А у Лёв.. мама — повар.
(С. Михалков)
• Спишите, вставляя пропущенные окончания.
• Объясните, почему у одних имён существительных в родительном падеже окончание -и, а у других - -ы.
Это стихотворение С. В. Михалкова «А что у вас?».
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры.
А у Лёвы мама — повар.
С. Михалков
После мягких согласных пишется окончание -и, после твёрдых — -ы.
(У) Коли - сущ. (у кого?), н. ф. — Коля, одуш., собств., м. р., 1 скл., в Р. п., в ед. ч., дополнение.
Упражнение 194. Выпишите из упр. 193 слова-названия профессий. Объясните, как вы понимаете их значение.
• Обсудите, какую профессию вы считаете самой важной. Почему?
Милиционер — блюститель порядка, страж закона, правоохранитель.
Инженер — специалист с высшим техническим образованием.
Повар — специалист по приготовлению пищи.
© Самой важной я считаю профессию фермера. Человек может прожить без электричества, без благ цивилизации, но он не сможет прожить без еды. Если бы каждый человек вынужден был бы сам добывать или выращивать для себя растения и животных, которые пригодны для питания, то у ни у кого не хватало бы времени ни на какие другие занятия. Не было бы ни врачей, ни учителей, ни инженеров. Все бы жили, как в древнем мире. Фермеры освободили человечество от заботы о пропитании.
• А кем бы вы хотели стать и почему? Составьте на эту тему текст. ©
Я хочу стать экскурсоводом. Мне очень нравится узнавать и рассказывать про разные памятники и музеи, бывать в интересных местах. Интересно узнавать историю памятников архитектуры, когда и для кого они были созданы. Я бы смог многое рассказать о них людям, которым это тоже интересно.
Упражнение 195. Прочитайте. Составьте пословицу, употребляя выделенные имена существительные в форме родительного падежа.
Каждый, жизнь, день, частичку, мудрость, прибавляет.
• Запишите. Подчеркните в предложении главные члены. Выпишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже.
Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.
День (чего?) жизни (Р. п., 3-е скл., окончание -и), частичку (ч е г о?) мудрости (Р. п., 3-е скл., окончание -и.)