Страница 12
Упражнение 10. Прочитайте предложения.
Ландыш — это травянистое растение с продолговатыми листьями и мелкими белыми душистыми цветками в виде колокольчиков.
Ландыш клонит жемчуг круглых белых слёз. (В. Брюсов)
Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».
• О каком цветке идёт речь в каждом из предложений?
Речь идет о ландыше.
• Обсудите, какие предложения можно встретить в научном тексте, а какое - в художественном.
1 и 3 предложения можно встретить в научном тексте, 2 - в художественном.
• Какие выразительные средства использовал В. Брюсов, чтобы образно описать ландыш?
Брюсов использовал метафору.
Упражнение 11. Прочитайте названия тем для сочинения.
Приметы золотой осени.
Как красива осенняя берёзка!
Осенний карнавал на лесной полянке.
Осень — моё любимое время года.
О чём шептались осенние листья?
Разговор ёжика и зайца.
Забавы осеннего ветра.
Самое интересное событие моих летних каникул.
• Выберите любую тему для сочинения. Определите его главную мысль. Продумайте содержание сочинения.
Как красива осенняя берёзка! ©
1) Наступает осень.
2) Золотой наряд.
3) Красота берёзы.
• Определите, каким типом текста вы воспользуетесь при написании сочинения: описанием? повествованием? рассуждением? В каком жанре будет построено сочинение: это будет рассказ или сказка? Будет ли использован в тексте диалог?
Повествование, описание, рассказ.
• Составьте текст на выбранную тему...
Как красива осенняя берёзка! ©
Наступает осень. Дни стали короче, а солнце все ниже. Понимает берёзка, что пора переодеваться.
Осенью берёзка меняет свой изумрудный наряд на шитый золотом убор. Сначала желтеют лишь некоторые листики, но вскоре вся она стоит в золотом убранстве. Еле слышно шелестят сухие листочки. Солнце играет в её осенней листве. Ствол её белеет на фоне тёмных сосен и елей.
Стройная, белоствольная красавица радует глаз. Как красива осенняя берёзка!