Страница 106
Упражнение 187. Прочитайте.
1. Лисица видит сыр. 2. Лисицу сыр пленил. 3. То солнце спрячется, то светит слишком ярко. 4. При солнце яблоко на ветке дозревало. 5. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 6. Сосед соседа звал откушать. 7. Медведь попался в сеть. 8. Природа оживилась, и зелень вся как будто обновилась.
И. Крылов
• Спишите первые два предложения. Чем они интересны? Разберите предложения по членам. Как вы определили падеж имён существительных в этих предложениях?
Лисица (1 скл., И.п.) видит сыр (2 скл., В.п).
видит (что?) сыр
Лисицу (1 скл., В.п.) сыр (2 скл., И.п.) пленил.
пленил (кого?) лисицу
В предложениях слова сыр и лисица то подлежащие, то дополнения.
• Определите склонение и падеж выделенных имён существительных. Различаются ли падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в именительном и винительном падежах?
1. Лисица (1 скл., И. п.) видит сыр (2 скл.,В. п.). 2. Лисицу (1 скл.,В. п.) сыр (2 скл.,И. п.) пленил. 3. То солнце (2 скл.,И. п.) спрячется, то светит слишком ярко. 4. При солнце (2 скл., П. п.) яблоко (2 скл.,И. п.) на ветке дозревало. 5. Попрыгунья Стрекоза лето (2 скл., В. п.) красное пропела. 6. Сосед (2 скл., И. п.) соседа (2 скл., В. п.) звал откушать. 7. Медведь попался в сеть (3 скл., В. п.). 8. Природа оживилась, и зелень (3 скл., И. п.) вся как будто обновилась.
Вывод о том, что окончания в данных падежах различаются: 1) у имён существительных 1-го склонения; 2) у одушевлённых имён существительных 2-го склонения. (Обращается внимание на трудные случаи распознавания падежа. Имя существительное в именительном падеже обычно обозначает главное действующее лицо (предмет) в предложении и является подлежащим, имя существительное в винительном падеже обозначает, что действие главного действующего лица направлено на другой предмет (лицо): действие лисицы в первом предложении направлено на сыр, имя существительное сыр стоит в винительном падеже.)
Соседа — сущ. (кого?), н. ф. — сосед, одуш., нариц., м. р., 2 скл, в В. п., в ед.ч., дополнение.
Упражнение 188. Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа. Запишите предложения.
Книга, площадь, учитель, озеро.
• Подчеркните в предложениях главные члены. Укажите падеж имён существительных. ©
В магазине продавалась интересная книгаИ.п..
МамаИ.п. купила большую красочную книгуВ.п..
Упражнение 189. Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в винительном падеже.
Наклеил (марка, конверт), поблагодарил (товарищ, помощь), повесил (бельё, верёвка), вбил (гвоздь, стена), уронил (ручка, стол), поставил (роза, ваза), воткнул (лопата, земля).
• Укажите падеж имён существительных, выделите их окончания, подчеркните предлоги.
• Составьте предложение с любым сочетанием слов, подчеркните в нём главные члены.
Наклеил марку (В. п.) на конверт (В. п.); поблагодарил товарища (В. п.) за помощь (В. п.); повесил бельё (В. п.) на верёвку (В. п.); вбил гвоздь (В. п.) в стену (В. п.); уронил ручку (В. п.) на стол (В. п.); поставил розу (В. п.) в вазу (В. п.); воткнул лопату (В. п.) в землю (В. п.).
Я наклеил марку на конверт и отправил письмо другу. Папа воткнул лопату в землю и присел на табурет. ©