Страница 139
Упражнение 268. Рассмотрите рисунки.
Составьте по каждому рисунку диалог, который происходит между покупателем и продавцом. Употребите имена существительные множественного числа в родительном падеже. ©
— Помогите нам подобрать пару костюмов Р.п..
— Штанины брюк Р.п. слишком длинные. Рукава пиджаков Р.п. висят.
— Тогда принесите костюмы других размеров Р.п.!
— Будьте добры, взвесьте мне пару яблок Р.п. и апельсинов Р.п.
— Могу я вам предложить еще пару огурцов Р.п.?
— Огурцов Р.п. не нужно, лучше возьму еще килограмм орехов Р.п. .
Дательный, творительный, предложный падежи
Упражнение 269. Прочитайте. Расшифруйте эту краткую запись.
Д. п. кому? чему? -ам, -ям
Т. п. кем? чем? -ами, -ями
П. п. (о) ком? (о) чём? -ах, -ях
• Проверьте, действительно ли в данных падежах имена существительные в форме множественного числа имеют такие окончания. Для этого просклоняйте имена существительные реки, луга, моря, степи.
Д. п. Т. п. П. п.
рекам реками о реках
лугам лугами о лугах
морям морями о морях
степям степями о степях
Упражнение 270. Прочитайте выразительно. ... (Н. Рубцов)
• Определите главную мысль предложения.
Все любят первый снег.
• Спишите. Выделите окончания имён существительных в предложном падеже. Почему они разные? А какие могут быть окончания у имён существительных в этом же падеже, но в единственном числе?
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
Окончания разные, потому что существительные стоят в единственном и множественном числе.
(В) полях — сущ. (в чём? где?), н. ф. — поле, неодуш., нариц., ср. р., 2 скл., в П. п., во мн. ч., обстоятельство.