Страница 63
Упражнение 104. Прочитайте. В какой значимой части слов пропущены орфограммы?
Мал..нький, лёг..нький, ельн..к, берёз..нька, олен..нок, еж..нок, зайчата, пуш..стый, корабл..к, овраж..к, учит..ль, сказ..чка, смел..сть, ут..та, библиотекарь, крюч..к, мяч..к, билет..к.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
• Выделите в словах суффиксы.
Маленький, лёгонький, ельник, берёзонька, оленёнок, ежонок, зайчата, пушистый, кораблик, овражек, учитель, сказочка, смелость, утята, библиотекарь, крючок, мячик, билетик.
Орфограммы пропущены в суффиксах.
крючок [кр’уч’ок] - 2 слога
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
р [р’] - согл., звонк., непарн., мягк. парн.
ю [у] - гласн., безуд.
ч [ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
о [о] - гласн., ударн.
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
6 б., 6 зв.
Упражнение 105. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.
(В)реке Амур шла кета. (На)бер..г (с)пустилась медвед..ца (с)медвеж..нком и стала л..вить рыбу. Она (вы)хватывала (из)воды крупных рыбин и швыряла их (через)спину (на)п..сок. Рыбины били хв..стами, (до)бирались (до)воды и (у)х..дили в реку. Медвежонок бегал и (под)талкивал их (к)воде. Но вот медвед..ца (о)гл..нулась, с..рдито рявкнула...
Т. Белозёров
• Соотнесите текст и рисунок. Как понять смысл первого предложения? Почему автор употребил глаголы швыряла, а не кидала; рявкнула, а не крикнула?
• Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные в словах буквы. Подчеркните предлоги, выделите в словах приставки.
• Закончен ли текст? Придумайте его продолжение.
В реке Амур шла кета. На берег с/пустилась медведица с медвежонком и стала ловить рыбу. Она вы/хватывала из воды крупных рыбин и швыряла их через спину на песок. Рыбины били хвостами, до/бирались до воды и у/ходили в реку. Медвежонок бегал и под/талкивал их к воде. Но вот медведица о/глянулась, сердито рявкнула...
В реке Амур шла кета - рыба плыла метать икру.
Медвежонок притих. Он понял, что нужно помогать маме, а не мешать. Вместе они наловят много рыбы, которой хватит надолго. Медвежонок стал стаскивать рыбу подальше от края берега. Вот какой помощник! ©