Страница 116
Упражнение 215. Прочитайте. Назовите сказки.
• Спишите, вставляя пропущенные падежные окончания. Подготовьтесь доказать, что вы правильно написали окончания.
1. Пошёл он к своей землянке, а землянки нет уже и следа. 2. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. 3. Волшебница велела Золушке приоткрыть дверцу мышеловки. 4. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. 5. Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.
Упражнение 216. Записывали ли вы когда-нибудь адрес на конверте? В каком падеже нужно поставить фамилию и отчество человека, которому адресуется письмо? А в каком падеже ставит фамилию, имя и отчество тот, кто отправляет письмо?
Фамилию и отчество адресата (кому написано письмо) нужно писать в дательном падеже, а фамилию и отчество отправителя (кто написал) в родительном.
• Напишите свой адрес, свою фамилию, своё имя.
Пример адреса:
Куда: г. Москва, Волховский пер., д.25, кв. 13
Кому: Филистееву Олегу Владимировичу.
Упражнение 217. Прочитайте.
• Запишите по образцу сначала словосочетания, в которых имена существительные имеют окончание -е затем словосочетания, в которых имена существительные имеют окончание -и. Ставьте вопрос от главного слова к зависимому.
Рад (чему?) встрече (1-е скл., Д. п.), подошёл (к чему?) к чаще (1-е скл., Д. п.), сказать (кому?) учительнице (1-е скл., Д. п.), отвечать (по чему?) по математике (1-е скл., Д. п.), служить (чему?) Отчизне (1-е скл., Д. п.).
Спросил (у кого?) у Серёжи (1-е скл., Р. п.), спуститься (с чего?) с башни (1-е скл., Р. п.), приехать (к чему?) к ночи (3-е скл., Р. п.), вырезать (из чего?) из кости (3-е скл., Р. п.), остановился (возле чего?) возле деревни (1-е скл., Р. п.), суп (из чего?) из фасоли (3-е скл., Р. п.), подарок (для кого?) для бабушки (1-е скл., Р. п.), играли (возле чего?) возле карусели (3-е скл., Р. п.), спросил (у кого?) у Наташи (1-е скл., Р. п.).