Страница 92
Упражнение 159. Просклоняйте данные имена существительные.
стена, земля, дедушка, дядя
• Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.
И.п. (что?) стена, земля (кто?) дедушка, дядя
Р.п. (чего?) стены, земли (кого?) дедушки, дяди
Д.п (чему?) стене, земле (кому?) дедушке, дяде
В.п (что?) стену, землю (кого?) дедушку, дядю
Т.п. (чем?) стеной, землёй (кем?) дедушкой, дядей
П.п. (о чём?) о стене, о земле (о ком?) о дедушке, о дяде
Упражнение 160. Прочитайте.
Среди кустов з..лёных у речки с..р..бристой
Гуляет ол..нёнок — телёночек п..тнистый.
Он ходит по опушке в л..сной своей ст..ронке,
И у него веснушки — совсем как у д..вчонки.
(Комаров)
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение и падеж выделенных имён существительных.
• Проверьте по таблице (см. выше), правильно ли написаны безударные окончания имён существительных в данных падежах.
Среди кустов зелёных у речки серебристой
Гуляет оленёнок — телёночек пятнистый.
Он ходит по опушке в лесной своей сторонке,
И у него веснушки — совсем как у девчонки.
Комаров
У речки (I скл., Р. п.), по опушке (I скл., Д. п.), в сторонке (I скл., П. п.).
Серебристой (-ой – окончание, серебрист- – основа слова, серебр- – корень, -ист- – суффикс)
Оленёнок (нулевое окончание, оленёнок- – основа слова, олен- – корень, -ёнок- – суффикс)
Упражнение 161. Вспомните день, когда выпал первый снег. Радовались ли вы первому снегу? Каким он вам запомнился?
• Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
• Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил? Каким вы увидели снег? Кто радуется первому снегу? Передалось ли вам это чувство?
• Составьте по картине текст. Подготовьтесь его рассказать.
• Напишите сочинение по данной картине. ©
Сочинение по картине Пластова "Первый снег"
Передо мной картина А. А. Пластова "Первый снег". На холсте художник изобразил, как деревенские ребятишки рады первому снегу.
Они стоят на пороге своего дома. Дети увидели первый снег и выбежали полюбоваться им. Ребята так торопились, что оделись наспех. Девочка одета в жёлтый платок и платье. На мальчике надета теплая шуба и шапка. Дети с восторгом смотрят на снег. Рядом по снегу прыгает ворона. На дереве сидит сорока и тоже с любопытством разглядывает первый снег. В палисаднике замерла старая берёза. Вся улица белая и нарядная от снега. На первом снегу видна дорожка. По ней бежит лошадь, запряженная в сани.
Художник смог передать в своей картине детское чувство восхищения первым снегом и предвкушение зимних забав.