Страница 134
Упражнение 255. Прочитайте. Сколько здесь предложений? 4
Зима обрядила сосны и ели в снеговые шубы до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки пуховые варежки на ветви надела стоят лесные богатыри чинно и спокойно кустики и молоденькие деревца зима тоже в белые шубки одела на снегу она расписала узоры из разных следов и следочков.
• Запишите предложения, правильно обозначая их границы и ставя, где нужно, запятые. Подчеркните главные члены предложения. Чем сходны предложения?
Зима обрядила сосны (В. п.) и ели (В. п.) в снеговые шубы (В. п.), до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки (В. п.) на ветви (В. п.) надела. Стоят лесные богатыри (И. п.) чинно и спокойно. Кустики (В. п.) и молоденькие деревца (В. п.) зима тоже в белые шубки (В. п.) одела. На снегу она расписала узоры (В. п.) из разных следов и следочков.
Во всех предложениях есть однородные члены.
• В одном падеже или в разных стоят в предложениях выделенные имена существительные? Объясните свой ответ. Укажите падеж этих имён существительных.
В.п.: сосны, ели, шубы, варежки, ветви, кустики, деревца, шубки, узоры. И.п.: богатыри.
Cуществительное богатыри стоит в именительном падеже, остальные — в винительном. Если существительное — главный член предложения, то оно стоит в именительном падеже, если второстепенный — в винительном.
молоденькие (-ие – окончание, молоденьк- – основа слова, молод- – корень, -еньк- – суффикс)
Узоры — сущ. (что?), н. ф. — узор, неодуш., нариц, м. р., 2 скл., в В. п., во мн. ч., дополнение.
Упражнение 256. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название. (Весна)
Улыбнулось солнышко,
Спать ушли метели.
Маленький воробушек
Поднялся с постел.. .
Сел на ветку тонкую
И под звон капел..
Распевает песенки
На своей качел.. .
(Т. Андреева)
• Спишите, вставляя пропущенные окончания. Объясните правописание данных окончаний.
Весна
Улыбнулось солнышко,
И. п.
Спать ушли метели.
Маленький воробушек
Поднялся с постели.Сел на ветку тонкую
И под звон капели
В.п.
Распевает песенки
На своей качели.
Т. Андреева
С постели - Р. п., 3-е скл., капели — Р. п., 3-е скл., на качели — П. п., 3-е скл.
• Укажите падеж имён существительных, употреблённых в форме множественного числа.
Метели (И.п.), песенки (В.п.)
спать [спат’] 1 слог
с [с] - согл., глух., парн., твёрд. парн.
п [п] - согл., глух., парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., ударн.
т [т’] - согл., глух., парн., мягк. парн.
ь [-]
5 б., 4 зв.
Воробушек — сущ. (кто?), н. ф. — воробушек, одуш., нариц., м. р., 2 скл., в И. п., в ед. ч., подлежащее.
На качели — сущ. (на чём?), н. ф. — качель, неодуш., нариц., ж. р., 3 скл., в П. п., в ед. ч., обстоятельство.
И тут неувязочка. Вообще, слово качель - устаревшее разговорное. Слово качели сейчас в единственном числе не употребляется. Но Андреева все же (видимо, вдохновившись Мандельштамом) употребила. Из предложения отчетливо видно, что это женский род, единственное число, предложный падеж. На самом деле у слова качели число множественное, а единственного не бывает. Соответственно, склонение и род не определяется. Как ребенку это объяснить, решайте сами.