Страница 14

Упражнение 14. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки?
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова...
Г. Граник

• Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.

В реке там рыба. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поёт синичка. В коридоре играют дети. На стене висит картина. На окне узоры инея. В печурке горят дрова...

Упражнение 15. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните в первом предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.

                                                          Чистотел
           На опушке берёзового леса около муравейника вырос чистотел. Почему у растения такое название? Разломи стебелёк. На его изломе выступила яркая капелька сока. Соком чистотела лечат заболевания кожи.
                                                                       Г. Кучнева

Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте? С какой целью они употреблены автором? Подчеркните побудительное предложение.

Автор употребил повествовательные предложения (в них сообщаются сведения о растении чистотел), вопросительное предложение (в нём автор предлагает задуматься и узнать ответ на вопрос), побудительное предложение (автор побуждает к действию).

Как образовалось слово чистотел? Выделите в нём корни и подчеркните соединительную букву о.

чистотел (чистый, тело)

• Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте? С какой целью они употреблены автором? Подчеркните побудительное предложение.

Повествовательные, вопросительные и побудительные.

• Как образовалось слово чистотел? Выделите в нём корни и подчеркните соединительную букву о.

чистотел (чистый, тело)