Страница 127
Упражнение 239. Прочитайте. Составьте из каждой пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падеже с предлогом.
Смеяться, радость; рисовать, тетрадь; подъехать, деревня; написать, тётя Ира; закричать, боль; побывать, Сибирь; работать, компьютер; приехать, бабушка Соня; идти, тропинка; взять, ладонь; плыть, Волга.
• Запишите словосочетания. Укажите падеж и склонение имён существительных, выделите окончания.
Образец. Смеяться от радости (Р. п., 3-е скл.).
• Оцените, насколько правильно вы выполнили задание.
Смеяться от радости (Р. п., 3-е скл.), рисовать в тетради (П. п., 3-е скл.), подъехать к деревни (Д. п., 1-е скл.), написать тёте Ире (Д. п., 1-е скл.) закричать от боли (Р. п., 3-е скл.), побывать в Сибири (П. п., 3-е скл.), работать на компьютере (П. п., 2-е скл.) приехать к бабушке Соне (Д. п., 1-е скл.) идти по тропинке (Д. п., 1-е скл.), взять из ладони (Р. п., 3-е скл.), плыть по Волге (Д. п., 1-е скл.).
Упражнение 240. Прочитайте. Какие из данных имён существительных и в каких падежах будут иметь одинаковые окончания?
Сказка, скатерть, тополь, товарищ, жизнь, яблоня, зернышко, грач, корень
• Запишите группами имена существительные с одинаковыми окончаниями, ставьте их в нужном падеже, с предлогом или без предлога.
Р. п.: сказки, скатерти, жизни, яблони
тополя, товарища, зёрнышка, грача, корня
Д. п.: сказке, яблоне
скатерти, жизни
тополю, товарищу, зёрнышку, грачу, корню
В. п.: скатерть, тополь, жизнь, корень.
Т. п.: тополем, товаришем, зёрнышком, грачом, корнем
П. п.: о сказке, о тополе, о товарище, о яблоне, о зёрнышке, о граче, о корне
о скатерти, о жизни
Упражнение 241. Прочитайте.
3..мой в заснеженном лесу з..лёная в белой шапочк.. и белом шарфик.. ёлочка — первая красавица. Войдёшь в ельн..к2, а там, наперекор зиме, ж..вая зел..нь — сразу позабудешь о мороз.. .
(Ю. Дмитриев)
• В каких частях слов пропущены буквы? Каким способом можно проверить их написание?
Безударные гласные в корне слова (подбираем однокоренные слова, чтобы этот гласный был в ударной позиции: зимой (зимний), зелёная (зелень), живая (жив, жи-ши), зелень (зелёный).
Безударные падежные окончания существительных (подбираем существительные в этом же падеже, том же склонении, с ударным окончанием): в шапочке (П. п. (в воде)), шарфике (П. п. (коне)), о морозе (П. п. (о слоне)).
Правописание суффикса: ельник.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
3имой в заснеженном лесу зелёная в белой шапочке и белом шарфике ёлочка — первая красавица. Войдёшь в ельник, а там, наперекор зиме, живая зелень — сразу позабудешь о морозе.
Ю. Дмитриев
• В одном падеже или в разных стоят имена существительные с предлогом в? Объясните свой ответ.
Имена существительные с предлогом в стоят в разных падежах: в лесу (П. п.), в шапочке (П. п.), в шарфике (П. п.), в ельник (В. п.).
ельник ( – нулевое окончание, ельник – основа слова, ель- – корень, -ник- – суффикс)