Страница 103

Упражнение 182. Расскажите по таблице о способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Первый способ: надо выучить окончания по таблице и вспоминать их.
Второй способ: определить склонение, подставить слово с ударным окончанием.

• Каким способом вы воспользуетесь для проверки написания выделенных окончаний имён существительных в данных предложениях?
На полянке под осиной вырос подосиновик. В чаще у полянки запела лесная зарянка.

На полянке под осиной вырос подосиновик.
В чаще у полянки запела лесная зарянка.

Вырос (на чём?) на полянке (1-е скл., П.п., ед.ч., -е);
вырос (под чем?) под осиной (1-е скл., Т.п., ед.ч., -ой).

Запела (в чём?) в чаще (в землé);
Запела (у чего?) у полянки (у земли);

                 где?     где?
          ↓--------------------------------|
На полянке под осиной вырос подосиновик. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

Упражнение 183. Прочитайте.

Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
С. Чёрный

• Спишите. Объясните, почему окончания в выделенных именах существительных надо проверять. Докажите, что вы правильно записали эти окончания.

Безударное падежное окончание имени существительного является орфограммой.

Мчусь (вдоль чего?) вдоль опушки (1-е скл., Р.п., ед.ч., -и) (вдоль земли);
шапка (на чём?) на макушке (1-е скл., П.п., ед.ч., -е) (на землé).