Ответы к странице 122. § 44.  Синтаксический разбор сложного предложения

Упражнение 249

Разберите (устно) предложения. Объясните знаки препинания.

1. Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок. Прозвенел звонок весёлый, начинается урок. 2. Опали листья, и осталась стволов бесхитростная суть.
(Л. Татьяничева)

Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа — листья сыплются, во втором — слышен спор.
Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятой.

Прозвенел звонок весёлый, начинается урок.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа — прозвенел звонок, во втором — начинается урок.
Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятой.

Опали листья, и осталась стволов бесхитростная суть.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа — опали листья, во втором — осталась суть.
Простые предложения связаны в сложном при помощи союза и, разделены запятой.

Упражнение 250

Прочитайте историю, рассказанную В. Песковым. Докажите, что это текст. Определите его основную мысль. Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя? Спишите второй и третий абзацы, расставляя пропущенные знаки препинания.

   Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать.5 Любопытство! Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.
   Я почти (не)дышал (не)шевелился. Оленю надоела неясность2. Он шаркнул передней ногой и опять замер. (Не)знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опас(?)ность! Сигнал сорвал (с)места оленя. Он прыгнул (в)сторону, задел ореховый куст.4 Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт (по)сухим листьям.4
   Сойка с минуту (не)могла успокоит(?)ся; прыгала(по)осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг(по)этому крику знал: что-то случилось.

Это текст, так как предложения объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Этот текст можно озаглавить.
Основная мысль: связь человека и природы, взаимный интерес.
Слова, помогающие писателю изобразить стремительность, резкость движения оленя: сорвал с места, прыгнул, мелькнуло.

Письменно:

   Я почти не  дышал , не  шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул передней ногой и опять замер. Не  знаю, чем закончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опасность! Сигнал сорвал с  места оленя.   Он прыгнул в  сторонузадел ореховый куст4  (повеств., невоскл., прост., распр., с однородными сказуемыми). 1) Мелькнуло между осинами тело оленя, 2) стихли удары копыт по  сухим листьям4   (повеств., сложн, бессоюзн.).

   Сойка с минуту не  могла успокоиться; прыгала по  осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг по этому крику знал: что-то случилось.

5Пунктуационный разбор предложения:

                   куда?
               х l----------
Олень
 глядел на меня и не спешил убегать
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми глядел, не спешил не ставит разделительная запятая, так как они соединены союзом и.

___ (=) и (=).

Морфемный разбор слова морозного:

мороз н [ого]     мороз - корень, н - суффикс, ого - окончание, морозн - основа