Ответы к странице 131
Упражнение 262
Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова данные в рамке.
здравствуйте до свидания спасибо благодарю извините пожалуйста будьте добры
— Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Арсения.
— Он сейчас подойдёт.
— Привет, Павлик! Как дела?
— Спасибо, хорошо. А как ты?
— Делаю уроки, — сказал Павел.
— Извини, что отвлекаю. Арсений, подскажи, пожалуйста, что задали по русскому языку?
— Составить диалог.
— Благодарю за помощь. До завтра! Увидимся в школе!
— Пока! Звони!
Еще вариант диалога:
- Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Арсения.
- Здравствуйте! Арсения нет дома.
- Передайте ему, пожалуйста, что завтра мы не сможем встретиться.
- Хорошо, обязательно передам.
- Спасибо. До свидания.
- До свидания.
Повторение
Контрольные вопросы и задания
1. Что изучается в синтаксисе?
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
Подлежащее и сказуемое — это главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер, но может состоять из одного главного члена, например: Вечер. Стемнело внезапно.
3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу.
Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства.
4. На какие группы делятся предложения по:
наличию главных и второстепенных членов;
цели высказывания;
эмоциональной окраске?
Предложения по наличию главных и второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Предложения, в которых:
– мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными;
– содержится вопрос, называются вопросительными;
– мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.
По эмоциональной окраске различаются невосклицательные и восклицательные предложения.
В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.
5. Для чего нужна пунктуация?
Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.
6. Перечислите пунктуационные правила, изученные в этом разделе.
Мы изучали постановку запятых между однородными членами предложения; постановку выделительных запятых в предложениях с обращениями; пунктуационные знаки препинания в сложных предложениях; правила синтаксического и пунктуационного предложения; знаки препинания при прямой речи и диалоге.
Упражнение 263
Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые).
• Объясните название текста.
СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
(В. Сухомлинский)
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. ( запятые между однородными дополнениями, т.к. между ними нет союза "и".)
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (запятая между простыми предложениями в составе сложного)
— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (пунктуационные знаки препинания при диалоге)
Смысл названия в том, что девочке Лиде становится стыдно перед птицей, потому что соловей своим пением доставляет всем окружающим радость, радует всех, кто находится в лесу. А они, девочки, хотят оставить после себя мусор, тем самым загрязняя лес, в котором приходят отдыхать, в который эти девочки придут ещё не один раз. Название текста отражает смысл текста, что нельзя сорить в лесу, на природе.