Ответы к странице 81

Упражнение 158

Прочитайте предложения как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.

1. К нам дядя приехал. К нам дядя приехал? К нам дядя приехал!

2. Это подарки. Это подарки? Это подарки!

3. Все были рады. Все были рады? Все были рады!

Упражнение 159

Произнесите восклицательное предложение Что это за сочинение! вначале с одобрением, затем с неодобрением. Обратите внимание, что в последнем случае голос понижается.

Что это за сочинение ↑ !
Что↑ это за сочинение ↓ !

Упражнение 160

Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точку, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст в соответствии с поставленными знаками препинания.
Выпишите два словосочетания “глаголх + существительное с предлогом”

Между стволов (ствол) сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где её домик? Кругом стоит тишина (тихо). Хорошо (хороший) осенью в лесу (лес)! А сколько грибов (гриб)! Но что это? Паучок уцепился (цепкий) за хрустальную паутинку и летит (полет). Куда он летит? Где остановится? Счастливого тебе путешествия паучок!

Словосочетания:

              х
промелькнула между стволов
       х
уцепился за паутинку

её [й’ий’о] 2 слога
   [й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
е 〈
   [и] – гласн., безуд.
й [й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
ё 〈
   [о] –гласн., ударн.
2 б., 4 зв.

2Морфемный разбор:

домик (дом- – корень, -ик- – суффикс, нулевое окончание, домик- – основа слова)

3Морфологический разбор:

Хрустальную (паутинку) — прил. какую?, н. ф. – хрустальный, жр. р., в В. п., в ед. ч., вт. чл. (опред.)

Упражнение 161

Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить личное отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчёркивает основную мысль сочинения. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.
Образец. «Мой любимый↑ школьный предмет». Предложение повествовательное.
Первое сентября. — Здравствуй, родная школа!
Весёлый утренник. — Утренник в нашей школе.
На уроке математики. — Почему мне интересно на уроке математики?
“Вперёд, победа будет за нами!” — Как проходят школьные соревнования по волейболу.

Темы, требующие выразить своё отношение к тому, о чём пишешь:

в первой паре тем — “Здравствуй, родная школа!”;
во второй паре — “Весёлый утренник”;
в третьей паре — “Почему мне интересно на уроке математики?”.
в четвёртой паре — “Вперёд, победа будет за нами!”

Выделены слова, подчёркивающие основную мысль сочинения.

Предложения Здравствуй ↑, родная школа!, “Вперёд ↑, победа будет за нами!” по цели высказывания побудительные.
Предложение Почему ↑ мне интересно на уроке математики? — вопросительное.
Остальные предложения — повествовательные:

Первое ↑ сентября.
Весёлый ↑ утренник.
На уроке математики ↓.
Как ↑ проходят школьные соревнования по волейболу.