Ответы к странице 140
Упражнение 282
Напишите о том, как нужно читать вслух.
Возможное начало: Когда читаешь вслух, не спеши…
Когда читаешь вслух, не спеши. Определи главную мысль произведения. Поразмышляй над тем, что хотел сказать автор, какое настроение он хотел передать.
Научись управлять дыханием. Мысленно представь образы, созданные автором. Постарайся голосом передать мысли и чувства автора, его отношение к изображённым событиям и действующим лицам.
Выбери нужную интонацию. Постараться определить паузы, логические ударения, тон и темп чтения. Обрати внимание на знаки препинания. Не забудь про мимику и жесты.
Подготовь речевой аппарат к предстоящему мероприятию, справься с волнением.
Упражнение 283
Прочитайте текст и определите его основную мысль. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте орфограмму “Разделительные ъ и ь“. Укажите согласные звуки и буквы в выделенном слове.
• Найдите два предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей? Науке известны случаи, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными: волками, леопардами, обезьянами, медведями и даже… овцой. И «говорили» эти люди-звери не на каком-либо человеческом языке, а по-звериному. Их горло издавало сигнальные крики тех животных, которые воспитали их: волчий вой, обезьяний визг. С огромным трудом удавалось потом научить их говорить по-человечески.
(По А. Кондратову)
визг — согласные звуки и буквы: в — [в’], з — [с], г — [к].
Основная мысль в том, что ребёнок может научиться говорить только с помощью других людей.
Предложения с обобщающими словами при однородных членах:
1) Науке известны случаи, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными: волками, леопардами, обезьянами, медведями и даже… овцой.
2) Их горло издавало сигнальные крики тех животных, которые воспитали их: волчий вой, обезьяний визг.
Упражнение 284
Объясните правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных и согласных.
Трава́ — тра́вы; го́род — города́; пя́тый — пята́к; косьба́ — ко́сит.
Образец рассуждения: коса́-ко́сы.
В слове коса первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово ко́сы.
Трава́ — тра́вы.
В слове травá первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово тра́вы.
Го́род — города́.
В слове города́ первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово го́род.
Пя́тый — пята́к.
В слове пята́к первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово пя́тый.
Косьба́ — ко́сит.
В слове косьба́ первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово ко́сит.