Ответы к странице 133-134

Упражнение 268

Прочитайте текст. Определите его тему и придумайте заголовок. Из второго и шестого предложений выпишите однородные члены. Словами каких частей речи они выражены? Спишите выделенное предложение и расставьте в нём знаки препинания. Какое это предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

                      Последний урок

1. Барабанной россыпью, пулемётной дробью простучали крышки парт. 2. Ученики подхватили портфели, кое-как покидали туда учебники и, как пехотинцы с криком в атаку, бросились из школы на улицу.
3. Кончился последний урок первой четверти!
4. Гуляй, двоечники и троечники, отличники и хорошисты, веселись, неслыханные колышники!
5. Только во втором классе не слышно было криков и веселья. 6. Выпрямив спины, сидели второклассники на своих местах… так ровно, так чисто и хорошо, что даже самый придирчивый человек не мог бы сказать, что вот, дескать, они “плохо сидят”.
(По Ю. Ковалю)

Тема: Последний урок в четверти.

Списать:

Гуляй, двоечники и троечники, отличники и хорошисты, веселись, неслыханные колышники! (побудительное, восклицательное)

Однородные члены:

2) подхватили, покидали, бросились (глаголы).
6) ровно, чисто, хорошо (наречия).

Упражнение 269

Выборочное изложение. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Какой фрагмент данного текста вызвал у вас особый интерес? Изложите его письменно. Объясните, чем выбранный фрагмент привлёк ваше внимание.

   Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!
   С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.
   Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
   Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос.
   Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
   Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
   «Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» — думает Аркаша.
   Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.
                              (По Е. Мурашовой)

Примерное изложение текста.

                        Талант Аркаши Пластова
            Аркаша Пластов уже с детства понимал язык родной земли. Во всём остальном он был обычным мальчишкой. В поле он разговаривал с ветром, а другие слышали только свист жаворонков. Сестрёнка приносила ему обед, когда он пас скотину. Она видела, как Аркаша садился на корточки и разговаривал с муравьями. Муравьи рассказали мальчику, что медведь раздавил их дом. Теперь они восстанавливают муравейник.
    Родители сердились на Аркашу, а он удивлялся тому, что другие не слышат природу.
    Редко рождаются люди, которые понимают язык родной земли!

Основная мысль: Это очень здорово — понимать язык родной земли.

Данный отрывок привлёк меня тем, что он раскрывает секрет художника А. Пластова.

Ответы к странице 134

Упражнение 269 смотрите на странице 133