Ответы к странице 104

Упражнение 212.  Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу союз (и,  а,  но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.

1. Этот путь к..роткий (очень трудный). 2. Потоки в..ды размывают края оврага (роют ямы на его дне). 3. Дождь прошёл (землю не напоил). 4. Ветер загудел, затр..щал (сорвал крышу с сарая). 5. Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). 6. Дети х..дили в лес за грибами (за ягодами).

1. Этот путь короткий, но очень трудный. 2. Потоки воды размывают края оврага и  роют ямы на его дне. 3. Дождь прошёл, а землю не напоил. 4. Ветер загудел, затрещал и сорвал крышу с сарая. 5. Осенью солнце не греет, но блестит ярче летнего. 6. Дети ходили в лес за грибами и за ягодами.

Упражнение 213

Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Древние египтяне делали лодки из тростника — папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
2. На деревянных лодках нéкогда путешествовали по Руси. Двигались по рекам и озёрам.
3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки. Выдалбливали их из целого ствола дерева.
4. Люди построили теплоходы и катера. Люди по-прежнему применяют лодки.
5. В настоящее время гондолы используют в Венеции. На них плавают по улицам-каналам этого города.

1. Древние египтяне делали лодки из тростника — папируса, плавали по Нилу и даже по морям.
2. На деревянных лодках нёкогда путешествовали по Руси и  двигались по рекам и озёрам.
3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки, выдалбливали их из целого ствола дерева.
4. Люди построили теплоходы и катера, но по-прежнему применяют лодки.
5. В настоящее время гондолы используют в Венеции, на них плавают по улицам-каналам этого города.

Упражнение 214

К каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести ещё однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.

Образец. Посуда: ↑ чайник, чашка, тарелка, молочник, стакан, блюдце.

1. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. 2. Запятая, тире, двоеточие. 3. Приставка, корень, суффикс. 4. Определение, дополнение.

               ↑
1. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение.
                 ↑
2. Знаки препинания: запятая, тире, двоеточие, точка.
                  ↑
3. Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
             ↑
4. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.