Урок 10 Развитие речи
             Повторяем типы текстов

Упражнение 1. Прочитай текст.
   Я заметил, что в начале года учиться почему-то всегда трудней. Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растягивает. Если б я был главным начальником над школами, я бы сделал как-нибудь так, чтобы занятия начинались не сразу, а постепенно, чтоб ребята понемногу отвыкали гулять и понемногу привыкали к урокам. Например, можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю было только по одному уроку, во вторую неделю — по два урока, в третью — по три, и так далее. Или ещё можно было бы сделать так, чтобы в первую неделю были одни только лёгкие уроки. Может быть, кто-нибудь подумает, что я ленивый и вообще не люблю учиться, но это неправда. Я очень люблю учиться, но мне трудно начать работать сразу: то гулял, гулял, а то вдруг стоп, машина, — давай учись. (По Н. Носову)
Как ты думаешь, кто из ребят прав?
Коля: «В тексте говорится о том, что мальчик любит учиться».
Нина: «В тексте говорится о том, что мальчик хочет стать главным начальником над школами».
Серёжа: «В тексте говорится о том, что в начале года тяжело учиться, потому что летом все привыкли гулять. Поэтому мальчик мечтает, чтобы занятия начинались постепенно».

Прав Серёжа.

О чём говорится в тексте-рассуждении, тексте-описании и тексте-повествовании? Чем эти тексты отличаются друг от друга?

Повествование – это сообщение о том, что произошло, как развивались события, происходящие одно за другим. К такому тексту можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

Описание – это словесное изображение предмета речи, его признаков. К такому тексту можно задать вопрос какой?

Рассуждение – это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. К такому тексту можно задать вопрос почему?

Упражнение 2. Прочитай текст. Права ли Маша, назвав этот текст описанием? Почему?
  Был обыкновенный день. Прошла половина моих летних каникул, которые я проводила в деревне у бабушки. Я гуляла во дворе. Вдруг бабушка позвала меня: «Лариса! Иди в сад, что я тебе покажу!» Я прибежала и увидела у бабушки в руках маленького птенчика. У него был жёлтый клювик, чёрные глазки и мокрые пёстрые крылышки. Это был воробьишка! Бабушка нашла его в кадушке с водой. Наверное, это был его первый полёт, который закончился уроками плавания.
   Я позвала брата. Он очень удивился, увидев воробья в моей руке. Потом пришёл дедушка и сказал, что воробья нужно отнести на крышу. Так мы и сделали. На крыше мать непременно найдёт своего сынишку-воробьишку. (Л. Редькина)

Маша не права. Это повествование, сообщение о том, как развивались события.

Какие заголовки подходят к тексту, а какие нет? Почему?
День. Воробьишка. Во дворе. Первый полёт. Деревня. На крыше.

Подходят заголовки "Воробьишка. Первый полёт." Они отражают тему текста.

Придумай и запиши в тетрадь свой заголовок текста. Составь план текста.

Птенчик

План:
1. Находка бабушки
2. Маленький птенчик
3. Помощь птенцу

Упражнение 3. Вспомни какую-нибудь историю, которая произошла с тобой этим летом. Назови свой будущий текст так, чтобы по заголовку твои одноклассники поняли, что же с тобой приключилось.

Примеры заголовков:
   Как я в лесу заблудился
   Как я учился доить козу
   Полная корзина грибов
   Как я научился плавать