Урок 23 Развитие речи
Деление текста на абзацы
Как называется каждая часть текста, которая пишется с красной строки?
Абзац.
Упражнение 1. В тексте нарушен порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность. Объясни, почему абзацы должны следовать друг за другом именно в такой последовательности. Озаглавь текст и запиши его в тетрадь.
Что ни попадётся ему, над всем потешается. Встретит сухие листья — цап в охапку, закружит, в лицо бросит.
Летит над землёй ветер, сильный-пресильный. Видеть никто его не видит, зато чувствует каждый: прохожих в спину толкает, норовит шапку с головы сорвать.
Мимо леса пронесётся — загудит, волком голодным завоет. Веточки не пропустит, каждую заставит низко поклониться.
(А. Дитрих, Г. Юрмин)
Ветер
Летит над землёй ветер, сильный-пресильный. Видеть никто его не видит, зато чувствует каждый: прохожих в спину толкает, норовит шапку с головы сорвать.
Что ни попадётся ему, над всем потешается. Встретит сухие листья — цап в охапку, закружит, в лицо бросит.
Мимо леса пронесётся — загудит, волком голодным завоет. Веточки не пропустит, каждую заставит низко поклониться.
Упражнение 2. Прочитай текст. В этом тексте можно выделить пять абзацев. После текста записаны вопросы к каждому абзацу. Прочитай вопросы. Правильно ли они заданы? Если какой-то вопрос задан неправильно, исправь его, задай свой вопрос. Озаглавь текст. Заголовок и вопросы к тексту запиши в тетрадь.
Однажды прилетел ветер к синему морю и стал волны гонять. А на них качается парусный кораблик. Завыл ветер:
— Кораблик, кораблик, я тебя волной накрою — потоплю!
— Попробуй.
Ветер дует, старается, а кораблик всё не тонет. Поднатужился, ещё сильнее подул — и… запутался в белых парусах. Барахтается, сам на себя злится. А паруса от ветра захлопали, словно в ладоши, пузырём раздулись, да как помчали кораблик по морю!
Рассердился ветер, зверем бросился обратно на берег. Смотрит, мельница стоит.
— Мельница, мельница, я тебя опрокину!
Но мельница не поддаётся, только крыльями ещё пуще машет, ещё сильнее крутит жернова, зёрна перемалывает.
С той поры ветер всё сердится на корабли да на мельницы, всё хочет корабли потопить, мельницы с ног свалить, а вместо этого… работает! Заставили буяна работать.
(По А. Дитриху, Г. Юрмину)
Вопросы к тексту
1. Что захотел ветер сделать с корабликом?
2. Кто запутался в парусах?
3. С кем ветер решил бороться на берегу?
4. Что стала делать мельница?
5. Кого назвали буяном?
Ветер - буян
1. Что захотел ветер сделать с корабликом?
2. Что произошло с ветром?
3. С кем ветер решил бороться на берегу?
4. Что стала делать мельница?
5. Как ветер заставили работать?