Урок 59 Как устроен наш язык
Повторяем фонетику и состав слова
Упражнение 1. Сколько раз слышится звук [ж] в словах стихотворения? Подготовься прочитать его так, чтобы подчеркнуть звучание звука [ж] и передать всеми возможными средствами нелепость события, о котором говорится в стихотворении.
Пропажа на пляже
Однажды на пляже
Случилась пропажа:
У краба украли жабры.
А краб заподозрил жёлтую жабу
И подал на жабу жалобу.
Все знали, что жаба — жадина!
Но жаба, однако же, утверждала,
Что жабры вообще не украдены.
Когда же был суд,
Привела эта жаба
Целую дюжину жаб,
И доказали они, что у краба
Отроду не было жабр.
(Р. Муха, Н. Воронель)
Являются ли выделенные слова однокоренными?
Нет
Подбери однокоренные слова к слову жалоба.
Жалобно, жаловаться, жалобщик.
Фонетический разбор слова жаб Петя выполнил так.
Жаб — [жап]:
[ж] — согласный, твёрдый непарный, звонкий парный ([ш]); буква «ж»;
[а] — гласный, ударный;
[п] — согласный, твёрдый парный ([п’]), глухой парный ([б]); буква «б»;
жаб — 3 звука, 3 буквы.
Всё ли правильно в работе Пети?
Да
Упражнение 2. В стихотворении «Пропажа на пляже» (упражнение 1) найди такое слово, у которого: 1-й звук — согласный, мягкий парный, звонкий парный; 2-й звук — гласный, ударный; 3-й звук — согласный, твёрдый непарный, звонкий парный; 4-й звук — гласный, безударный; 5-й звук — согласный, твёрдый парный, звонкий непарный; 6-й звук — гласный, безударный.
Запиши это слово в тетрадь.
дюжину
Упражнение 3. Прочитай текст. Найди и выпиши слова с приставками. Обозначь приставки в словах.
В осеннем лесу
Весной лес полон цветов, летом — грибов и ягод, а осенью — тишины. Упадёт с дерева лист, и слышно, как он тихонько летит и постукивает черешком о ветки. Тенькает синица, и словно в пустой комнате прозвучит туго натянутая струна. Высоко в небе летят журавли. И от их бодрого, радостного крика в лесу становится ещё тише и печальнее…Скорее бы зима, что ли!
(По Т. Белозёрову)
Упадёт, постукивает, прозвучит, натянутая.
Есть ли в тексте однокоренные слова? Если есть, то запиши их и обозначь корень.
Тишины, тише.
Выполни фонетический разбор слова ветки.
ветки — [в`этки]
[в`] — согласный, мягкий парный, звонкий парный ([ф]); буква «в»;
[э] — гласный, ударный;
[т] — согласный, твёрдый парный, глухой парный ([д]); буква «т»;
[к] — согласный, твёрдый парный, глухой парный ([г]); буква «к»;
[и] — гласный, безударный.
ветки —5 букв, 5 звуков.
Упражнение 4. Надя разобрала по составу слово печальный. Проверь, как она справилась с заданием. Если есть неточности и недочёты, то исправь их и запиши правильный вариант разбора в тетрадь.
1. Печальн[ый] (печальн[ого] , печальн[ому], (о) печальн[ом]).
2. Печальный (печаль, печка, печалиться).
3. Печальный (начальный, прощальный).
4. Приставки нет.
5. Печальн[ый].
1. Печальн[ый] (печальн[ого] , печальн[ому], (о) печальн[ом]).
2. Печальный (печаль, печалиться).
3. Печальный (начальный, хрустальный).
4. Приставки нет.
5. Печальн[ый].
Упражнение 5. Угадай, что это за слово. Приставка, как в слове переход. Корень, как в слове лесной. Суффикс, как в слове дымок. Окончание, как в слове дождик.
Перелесок☐
Попробуй таким же способом загадать одноклассникам любое слово из списка: сахарница, выключатель, подлокотник, задвижка, малиновый, жительница, дождливый, вишнёвый.
Задвижк[а]
Приставка как в слове заехал, корень как в слове движение, суффикс как в слове полянка, окончание как в слове банка.