Урок 3 Как устроен наш язык
Фонетический разбор слова
Как определяют количество слогов в слове: по количеству гласных или согласных звуков?
Выпиши слова, которые неправильно разделены на слоги, и раздели их правильно. Объясни, почему допущены ошибки.
ли-са, ма-ли-на, ма-й, те-тра-дь, ли-мон, и-ва, въ-езд, я-ма, пять, ю-ла
май, те-традь, въезд.
Ошибка: согласные выделили в отдельный слог, чего делать нельзя.
Упражнение 1. Выпиши три или четыре слова, которые состоят: 1) из одного слога; 2) из двух слогов; 3) из трёх слогов. Какие из этих слов нельзя переносить? Почему?
Когда живётся дружно, что может лучше быть!
И ссориться не нужно, и можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей:
Они тебе помогут, и с ними веселей.
(С. Михалков)
1) Что, быть, всех.
2) Дружно, лучше, бери, друзей.
3) Живётся, ссориться, помогут.
Слова из одного слога переносить нельзя.
В учебниках Иванова слова делятся на слоги по "новым" правилам, но есть неувязочка, слово я-бло-ня разделено по "новым" правилам, а зем-ля - по "старым".
Упражнение 2. Устно выполни фонетический разбор слов луна, ракета.
Луна, лу-на́, [луна]:
[л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный; буква л;
[у] — гласный, безударный; буква у;
[н] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный; буква н;
[а] — гласный, ударный; буква а;
луна - 4 буквы, 4 звука
Ракета, ра-ке́-та, [рак’эта]
[р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный; буква р;
[а] — гласный, безударный; буква а;
[к’] — согласный, глухой парный, мягкий парный; буква к;
[э] — гласный, ударный; буква е;
[т] — согласный, глухой парный, твёрдый парный; буква т;
[а] — гласный, безударный; буква а;
6 букв, 6 звуков
Упражнение 3. Правильно ли Серёжа выполнил фонетический разбор слова дети?
Дети, де́-ти, [д’эт’и]:
[д’] — согласный, мягкий парный ([д]), звонкий парный ([т’]); буква «д»;
[э] — гласный, ударный; буква «е»;
[т’] — согласный, мягкий парный ([т]), глухой непарный ([д’]); буква «т»;
[и] — гласный, безударный; буква «и»;
дети — 4 звука, 4 буквы.
То, что Серёжа забыл написать, выделено зелёным маркером.
Упражнение 4. Запиши слова с помощью транскрипции. Выполни полный фонетический разбор только тех слов, у которых количество звуков и букв не совпадает.
клён, статья, ягода, поёт, въехал
клён [кл’он], статья [стат’й’а], ягода [й’агада], поёт [пай’от], въехал [вйэхал].
Есть общепринятые стандарты письменного оформления фонетического разбора, и мы далее будем руководствоваться именно ими, а не импровизацией Иванова - автора учебника, дабы в 5 классе не пришлось детей переучивать.
Ягода, я-го-да, [й’агада]:
[й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный;
я <
[а] — гласный, ударный;
г — [г] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
о — [а] — гласный, безударный;
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а — [а] — гласный, безударный;
5 букв, 6 звуков.
Поёт, по-ёт, [пай’от]:
п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
о — [а] — гласный, безударный;
[й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный;
ё <
[о] — гласный, ударный;
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
4 буквы, 5 звуков.