Урок 5 Развитие речи
Повторяем типы текстов
Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Можно ли стихотворение назвать текстом? Почему?
Можно. В нем предложения связаны по смыслу.
Грибной лес
В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду —
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесём домой грибов
Полное лукошко.
(Я. Аким)
Саша составил план этого текста. Получился ли у Саши план текста?
1. Деревья.
2. В лесу.
3. Белка.
4. Лукошко.
Получился.
Упражнение 2. Прочитай текст. Какой это текст: повествование, описание или рассуждение? Почему?
Автор задает вопрос и пытается на него ответить, значит это текст рассуждение.
Как ты озаглавишь текст?
Голос осени
Выбери подходящее по смыслу окончание текста и прочитай текст целиком.
Ты когда-нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.
Приди осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шёпот листьев под ногами. О чём они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?
Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом — веткой, со своими братьями — листьями. (С. Караченцева)
Варианты окончания текста.
1. Звери тоже разговаривают друг с другом. Они подают сигналы голосом, хвостом и даже шерстью. Насекомые тоже говорят: своей окраской они предупреждают об опасности.
2. Осенью дуют холодные ветры, идёт дождь. Природа прощается с летом. Скоро зима.
3. Но говорят не только падающие листья. Если ты будешь в это время года в лесу, прислушайся к разговору улетающих птиц, деревьев, ветра, и ты услышишь голос осени.
Как ты думаешь, о чём говорилось в текстах, окончания которых не подошли к тексту упражнения?
1. О том, кто каким образом общается друг с другом.
2. Об изменениях в природе осенью.