Урок 35 Как устроен наш язык
Обстоятельство
Сравни предложения. Дети вернулись домой. Дети вернулись домой из похода. Дети вернулись домой из похода вечером.
Можно ли согласиться с таким высказыванием: «В третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были»?
Да.
Упражнение 1. Прочитай текст. Замени вопросы подходящими по смыслу словами. Получившийся текст запиши в тетрадь.
Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал (откуда?) и сидел (как?). Моя собака (как?) приближалась к нему.
(По И. Тургеневу)
Слова для справок: неподвижно, с охоты, по аллее, из гнезда, медленно, на дорожку.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. Моя собака медленно приближалась к нему.
(По И. Тургеневу)
Главными или второстепенными членами предложения являются пропущенные в предложениях слова? Второстепенными.
Как ты думаешь, что они называют и для чего нужны в предложении?
Второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие (Ребята играли дружно.), когда совершается действие (Он гулял вечером.), где совершается действие (Мы гуляем в саду.), по какой причине совершается действие (Она зевает от скуки.), с какой целью совершается действие (Я купил мяч для игры.), называется обстоятельством.
Обстоятельство подчёркивается так: _ . _ . _ . _ . А теперь запомни считалочку, которая поможет тебе всегда верно задавать вопросы к обстоятельствам в предложении: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Упражнение 2. Прочитай записанные парами вопросы и ответы. Как ты думаешь, к какому члену предложения заданы вопросы? Найди лишнюю пару. Объясни, почему она лишняя.
1. Проливной дождь шёл когда? — Проливной дождь шёл ночью.
2. Где набухли почки? — На тополях набухли почки.
3. Дети поедут когда? куда? — Дети поедут завтра за город.
4. Сухой камыш шуршит почему? — Сухой камыш шуршит от ветра.
5. Дорожка шла к аллее откуда? — Дорожка шла к аллее от беседки.
6. Вера любит какое мороженое? — Вера любит шоколадное мороженое.
7. Охотники грелись где? — Охотники грелись у костра.
8. Мальчик читает как? — Мальчик читает выразительно.
Запиши в тетрадь ответы на вопросы 2, 3 и подчеркни члены предложения.
6. Вера любит какое мороженое? — Вера любит шоколадное мороженое. - лишняя пара. Вопрос задан не к обстоятельству.
На тополях набухли почки.
Дети поедут завтра за город.
Упражнение 3. Спиши предложения. Письменно задай вопрос к обстоятельству.
Образец. Палатка намокла (почему? по какой причине?) от дождя.
Охотник возвратился из леса. В воскресенье пришли гости. Ученики прилежно занимаются.
Охотник возвратился (откуда?) из леса. (Когда?) В воскресенье пришли гости. Ученики (как?) прилежно занимаются.
Упражнение 4. Определи, на какие вопросы отвечают обстоятельства, которые называют:
место действия; время действия; причину действия; цель действия; каким образом совершается действие.
Место действия где? куда? откуда?; время действия - когда?; причину действия - почему?; цель действия - зачем?; каким образом совершается действие - как?.
Обстоятельства обозначают, где, как, когда, почему, зачем происходит действие, значит, описывают действие более точно, конкретно.
Упражнение 5. Прочитай. Выпиши из предложений сочетания сказуемых с обстоятельствами. Письменно задай вопросы.
Образец. В июне вечерние зори догорают медленно.
когда? как?
↷ ↷
догорают в июне; догорают медленно
На холме стоит старинная усадьба. Вокруг дома расположен густой парк. Это Михайловское. По аллеям парка часто гулял Александр Сергеевич Пушкин. В соседнем домике жила няня поэта.
где?
↷
стоит на холме
где?
↷
расположен вокруг дома
где?
↷
гулял по аллеям
где?
↷
жила в домике