Урок 39 Как устроен наш язык
           Определение

Прочитай предложения. Найди известные тебе члены предложения.

Зелёная листва шелестит на ветках.
Пушистые снежинки ложатся на землю.
Красный шар летит по небу.

Какие вопросы можно задать к членам предложения, которые остались?

Листва (какая?) зелёная.
Снежинки (какие?) пушистые.
Шар (какой?) красный.

Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, называется определением. Определение подчёркивается так: волнистая линия.

Упражнение 1. Прочитай записанные парами вопросы и ответы. Как ты думаешь, к какому члену предложения заданы вопросы? (К определению) Найди лишнюю пару. Объясни, почему она лишняя.
Какие орехи принесла белка бельчатам? — Белка принесла бельчатам лесные орехи.
Какая белка юркнула в листву? — Рыжая белка юркнула в листву.
В какую листву юркнула рыжая белка? — Рыжая белка юркнула в зелёную листву.
Куда юркнула рыжая белка? — Рыжая белка юркнула в дупло.
Чьё дупло скрывала листва? — Листва скрывала беличье дупло.
Спиши ответ на второй вопрос и подчеркни члены предложения.

Лишняя пара: Куда юркнула рыжая белка? — Рыжая белка юркнула в дупло.

Рыжая белка юркнула в листву.

Упражнение 2. Спиши предложения. Подчеркни в них грамматическую основу, затем второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего. Что он обозначает в данных предложениях? (Признак предмета)
Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка.

Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка.

Упражнение 3. Спиши текст, ставя прилагательные в нужную форму. Каким членом предложения являются эти прилагательные? Подчеркни.

На (лесной) лужайке цветут (пёстрый) цветы. (Красный) мак поднял головку. Качается (хрупкий) стебелёк (голубая) незабудки. На (малиновый) кашку сел (мохнатый) шмель. В траве прыгает (зелёный) кузнечик. (Разноцветный) бабочки порхают от цветка к цветку.

На лесной лужайке цветут пёстрые цветы. Красный мак поднял головку. Качается хрупкий стебелёк голубой незабудки. На малиновую кашку сел мохнатый шмель. В траве прыгает зелёный кузнечик. Разноцветные бабочки порхают от цветка к цветку.

Упражнение 4. Прочитай слова. Выпиши в тетрадь только те, которые могут отвечать на вопросы определения.
красивый, из реки, гладкий, бабушкин, осенью, выходит, смешной, каменный, заячий, лето, убегает, волшебный, праздник, под кустом, медленно, позавчера
Проверь себя: нужно выписать семь слов.

Красивый, гладкий, бабушкин, смешной, каменный, заячий, волшебный.

Сравни предложения.
Звучит мелодия. — Звучит нежная мелодия. Я вижу дворец. — Я вижу великолепный дворец.
Как ты думаешь, для чего нужны определения, какую работу они выполняют в предложении

 Они добавляют красочности, точности, яркости, образности.

Упражнение 5. Прочитай текст. Помоги ему стать более точным, красочным и ярким. Что для этого необходимо сделать?

Росла берёзка. У неё был ствол. На ветвях шелестели листочки. Весной прилетали птицы. Они строили гнёзда. Появлялись птенцы.

Нужно добавить определения.

Росла молодая берёзка. У неё был белый ствол. На тонких ветвях шелестели зелёные листочки. Весной прилетали перелётные птицы. Они строили свои гнёзда. Появлялись крошечные птенцы.