Урок 29 Как устроен наш язык
Подлежащее
Упражнение 1. Прочитай текст. Выпиши в тетрадь только такие предложения, в которых подлежащее не является именем существительным. Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу.
Школа готовилась к конкурсу спектаклей. Девочки шили костюмы. Мальчики готовили декорации. Мы с Мишей пригласили на спектакль наших друзей. И вот наступил долгожданный день. Все собрались в зале. Мы с нетерпением ждали первых звуков музыки. Вот она заиграла. Занавес раскрылся. Начался спектакль.
Мы с Мишей пригласили на спектакль наших друзей. Все собрались в зале. Мы с нетерпением ждали первых звуков музыки. Вот она заиграла.
Упражнение 2. Проверь, правильно ли Ира нашла подлежащее в предложениях. Запиши предложения в тетрадь и правильно определи подлежащее. Если тебе трудно, то вернись к уроку 26, где сказано, как искать подлежащее.
Старший брат прочитал интересный рассказ.
У школьников сегодня начинаются каникулы.
Бабушка свяжет красивый свитер.
Полкан с Барсиком никогда не ссорятся. Они любят свою хозяйку.
Старший брат прочитал интересный рассказ.
У школьников сегодня начинаются каникулы.
Бабушка свяжет красивый свитер.
Полкан с Барсиком никогда не ссорятся. Они любят свою хозяйку.
Прочитай предложения.
Месяц светил. Луна светила. Солнце светило. Звёзды светили.
Можно ли поменять сказуемые в этих предложениях, ведь эти глаголы-сказуемые — формы одного и того же слова?
Нет.
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме. Например:
Бабушка приехала. Брат приехал. Гости приехали. Оля слушает музыку. Ученики слушают учителя.
Упражнение 3. Из слов, данных в скобках, выбери подходящее по смыслу и форме подлежащее. Запиши предложения.
Снова пришла (сентябрь, осень).
(Мальчик, дети) собирали в парке разноцветные листья.
(Погода, солнце) радовало последним теплом.
Притихшие (поле, сад, леса) готовились к встрече скорой зимы.
Снова пришла осень.
Дети собирали в парке разноцветные листья.
Солнце радовало последним теплом.
Притихшие леса готовились к встрече скорой зимы.
Упражнение 4. В каждом предложении допущены ошибки — нарушена связь подлежащего со сказуемым. Исправь ошибки и запиши предложения. В каждом предложении подчеркни подлежащее.
Саша играли с товарищем в мяч.
Недавно у мамы было день рождения.
Я с отцом поехали на рыбалку.
Нас с сестрой очаровало программа концерта.
Бабушка с дедушкой ходила в театр.
Саша играл с товарищем в мяч.
Недавно у мамы был день рождения.
Мы с отцом поехал на рыбалку.
Нас с сестрой очаровала программа концерта.
Бабушка с дедушкой ходили в театр.