Урок 61 Как устроен наш язык
Части речи
Никита выполнял в тетради задание учителя и сделал такую запись: Признак предмета — что делать? что сделать? — имя существительное. Название предмета — кто? что? — глагол. Действие предмета — какой? какая? какое? какие? — имя прилагательное. Как ты думаешь, какое задание выполнял Никита? Что он перепутал? Устно исправь его ошибки.
Нужно было написать свойства частей речи и их название.
Название предмета — кто? что? — имя существительное. Действие предмета — что делать? что сделать? — глагол. Признак предмета — какой? какая? какое? какие? — имя прилагательное.
Упражнение 1. Прочитай группы слов. В каждой найди лишнее слово. Запиши получившиеся группы слов. Что объединяет слова каждой группы? На какой вопрос они отвечают и что называют?
1) Москва, осень, дождь, ребёнок, дерево, дятел, лететь
2) красивый, широкое, гибкий, гербарий, быстрые, городской, деревянный
3) прибежать, рисовали, письмо, читать, напишет, пел
1 группа - имена существительные.
2 группа - имена прилагательные
3 группа - глаголы.
Упражнение 2. Запиши слова в таблицу.
Название предмета (кто? что?) Признак предмета (какой? какая? какое? какие?) Действие предмета (что делать? что сделать?)
по, улица, мчаться, быстрый, автомобиль
у, краб, десять, нога
хорошо, иметь, друг
на, небо, светить, яркий, солнце
Вера, быстро, выполнить, задание
Название предмета Признак предмета Действие предмета
(кто? что?) (какой? какая? какое? какие?) (что делать? что сделать?)
улица быстрый мчаться
автомобиль яркий иметь
краб светить
нога выполнить
друг
небо
солнце
Вера
задание
Можно ли назвать словами то, что ты не выпишешь? Почему? Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Будут ли участвовать в предложениях слова, которые не записаны в таблицу?
Это все слова, потому что у каждого есть своё значение, но они принадлежат другим частям речи.
По улице мчался быстрый автомобиль.
У краба десять ног.
Хорошо иметь друга.
На небе светит яркое солнце.
Вера быстро выполнила задание
Все слова в русском языке делятся на несколько больших групп, или частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие.
Упражнение 3. Рассмотри рисунок на с. 146–147. Большие кусочки «торта» — это самостоятельные части речи. Кусочки поменьше — служебные части речи.
Устно ответь на вопросы.
Сколько всего частей речи в русском языке?
10
Сколько самостоятельных частей речи?
6
Сколько служебных частей речи?
3
Какие части речи тебе уже знакомы?
Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Чем различаются самостоятельные и служебные части речи?
Самостоятельные части речи отвечают на какой-либо вопрос, а остальные служат для связи слов в предложении, дополнительного смысла и выражения чувств.
Упражнение 4. Прочитай текст. Выпиши пять слов, которые являются разными частями речи. Поможет тебе наш «торт».
Небылица
Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису
И волк за охотником крался…
Я слышал — охотник зубами стучал,
Я слышал, как он «Помогите!» кричал
И громко от страха смеялся!
(Т. Белозёров)
Подснежник (сущ.), осеннем (прил.), тащил (глаг.), я (мест.), громко (нареч.).
К словам подснежник, кричал подбери однокоренные существительные; к слову зубами — однокоренные прилагательные; к слову охотник — однокоренной глагол. Обозначь корень в словах.
Подснежник - снег, снежок. Кричал - крик, окрик. Зубами - зубной, беззубый. Охотник - охотиться.