Урок 20 Как устроен наш язык
Предложение и его смысл. Слова в предложении
Во втором классе мы изучали такие разделы языка: «Фонетика»; «Состав слова»; «Лексика». А теперь мы будем изучать раздел, который называется «Синтаксис». Синтаксис — греческое слово, в переводе означает «составление», «построение». Синтаксис изучает словосочетания, предложения, их виды, значение, то, как ведут себя слова в предложении, как с помощью предложений строится текст. Изучая синтаксис, ты узнаешь: как строится словосочетание и предложение; о главных и второстепенных членах предложения; какие члены предложения называются однородными. Ты научишься: находить подлежащее и сказуемое; находить обстоятельство, дополнение и определение; ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Какое из определений предложения является наиболее полным? Почему? Предложение состоит из слов. Предложение выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
Упражнение 1. Прочитай. Есть ли смысл в том, что написано в правом столбике? (Нет) Можно ли назвать это предложением, ведь оно состоит из слов? (Нет, слова не связаны по смыслу)
Как хорошо уметь читать! (В. Берестов)
Горные вершины
Спят во тьме ночной. (М. Лермонтов) Горные читают спят как хорошо.
Упражнение 2. Прочитай текст. Выбери в скобках подходящие по смыслу слова и спиши текст.
Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое (солнце, облако). Всё тогда засияет, всё перемешается в осеннем тёмном (озере, лесу). Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного (солнца, облака, неба) мы услышим их прощальные (разговоры, голоса). (По И. Соколову-Микитову)
Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё перемешается в осеннем тёмном лесу. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба мы услышим их прощальные голоса.
(По И. Соколову-Микитову)
Упражнение 3. Что необходимо сделать, чтобы из слов каждой строчки получилось предложение? (Переставить слова и добавить окончания) Получившиеся пословицы запиши.
нет, цена, верному, друг
мастер, дело, боится
слово, слаще, ласковое, мёд
познаётся, в, друг, беда
не вытащишь, и, рыбка, из, труд, без, пруд
Верному другу цены нет
Дело мастера боится
Ласковое слово слаще мёда
Друг познаётся в беде
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Что называют имена существительные, имена прилагательные, глаголы?
Сущ. - предмет, прил. - признак предмета, глаг. - действие предмета.
Упражнение 4. Прочитай. Подумай, являются ли данные слова предложениями. Добавь слова, называющие предметы, действия или признаки. Запиши предложения.
В саду росли … . Бабушка … гостей пирогами. В воскресенье была … погода.
В саду росли яблони. Бабушка угощает гостей пирогами. В воскресенье была прекрасная погода.
Упражнение 5. Раздели текст на предложения и спиши его.
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке у бабушки над столом была полка на полке стоял пароходик я такого никогда не видел он был совсем настоящий, только маленький. (По Б. Житкову)
Проверь себя: в этом тексте пять предложений.
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. На полке стоял пароходик. Я такого никогда не видел. Он был совсем настоящий, только маленький.
(По Б. Житкову)
Упражнение 6. Прочитай. Можно ли считать предложением каждую строчку стихотворения? (Нет) Почему? (Теряется смысл)
В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поёт салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.
(С. Бондаренко)
Определи, где заканчивается каждое предложение. Спиши первые пять предложений. Каждое предложение пиши с новой строчки. Как ты думаешь, о ком говорится в каждом предложении? Что о нём говорится?
В реке там рыба.
На бугре мычит корова.
В конуре собака лает.
На заборе поёт синичка.
В коридоре играют дети.