Урок 24 Как устроен наш язык
Главные члены предложения
Упражнение 1. Прочитай предложения. Выпиши слова, которые называют то, о ком или о чём говорится в предложении.
Мама купила билеты в цирк. Птицы прощаются с родными краями. Алёша принёс щенка домой. Тропинка ведёт в лес. Дима решил трудную задачу.
Серёжа и Маша прочитали предложение. Школьники пошли в музей.
Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем из ребят ты согласишься?
Мама, птицы, Алёша, Тропинка, Дима.
Упражнение 2. Прочитай текст. Вставь в предложения по смыслу только такие слова, которые называют то, о ком или о чём говорится в предложении. Используй слова для справок.
Настала весна. … согнало снег с полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зелёные … . … на деревьях раскрывались и выпускали молодые листочки.
Вот проснулась и … от своего зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко — разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
(По К. Ушинскому)
Слова для справок: пчёлка, почки, лапками, солнце, стебельки, холодный.
Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зелёные стебельки. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молодые листочки.
Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко — разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Прочитай предложения. Дети читают книги. Птицы улетают на юг. Какие слова называют то, что делают дети (читают), птицы (улетают)? Что называет и на какие вопросы отвечает глагол?
Глагол называет действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Упражнение 3. Прочитай предложения. Выделенные слова называют то, о ком или о чём говорится в предложении. Найди слова, к которым от выделенных слов можно задать вопросы. Какие вопросы ты задашь? Подчеркни слова, которые тобой найдены, двумя чертами.
Образец. Мальчик (что делает?) убирает комнату.
Друзья играли в бадминтон. Класс участвует в соревнованиях. Папа купил новый велосипед. Матч начался вовремя. Ребята поздравляют победителей.
Друзья (что делали?) играли в бадминтон. Класс (что делает?) участвует в соревнованиях. Папа (что сделал?) купил новый велосипед. Матч (что сделал?) начался вовремя. Ребята (что делают?) поздравляют победителей.
Прочитай предложение. На какие вопросы отвечают выделенные слова? Птицы звонко поют весной.
(Кто?) птицы (что делают?) поют.
Если убрать выделенные слова, сохранится ли предложение? Да Почему? В нём останется смысл.
А теперь прочитай:
Птицы поют.
Можно ли считать эти слова предложением?
В предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Это главные члены предложения, его грамматическая основа. В русском языке есть предложения, которые состоят только из главных членов:
Птицы поют. Самолёт летит. Наступила весна. Дети учатся.
Упражнение 4. Найди слова, без которых предложение не может существовать.
Миша рисует фломастерами. На кухне закипел чайник. Оля гуляет в саду. У мамы на плите убежало молоко.
Вспомни, во втором классе мы говорили с тобой о переносном значении слов: молоко может убежать, а чайник (не вода в чайнике!) закипеть.
Миша рисует фломастерами. На кухне закипел чайник. Оля гуляет в саду. У мамы на плите убежало молоко.
Упражнение 5. Дополни предложения словами из столбика. Запиши.
… решает задачу. Художник
… пишет стихи. Врач
… ведёт машину. Ученик
… лечит детей. Шофёр
… пишет картины. Поэт
Подчеркни каждое дописанное слово одной чертой .
Ученик решает задачу.
Поэт пишет стихи.
Шофёр ведёт машину.
Врач лечит детей.
Художник пишет картины.