Урок 25 Правописание
Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков
Упражнение 1. Прочитай слова. Миша считает, что в слова первой группы нужно вставить ь, а в слова второй группы — ъ. Алёша считает, что во все слова нужно вставить ь. С кем ты согласишься? (С Мишей) Почему?
1) ноч…ю, руч…и, брат…я, заяч…я, в…юга, п…ют
2) с…есть, под…езд, об…яснение, с…ёмка, под…ёмный
Вспомни, когда пишется ъ, а когда ь.
1) Ночью, ручьи, братья, заячья, вьюга, пьют.
2) Съесть, подъезд, объяснение, съёмка, подъёмный.
Упражнение 2. Найди четвёртое лишнее слово в каждой группе. Запиши остальные слова группы. Объясни написание ъ или ь.
лист…я, обез…яна, об…езд, мурав…и
под…езд, с…езд, в…юга, под…ём
об…явление, раз…яснение, сем…я, с…ёмка
б…ют, в…ют, ш…ют, в…езд
листья, обезьяна, муравьи
подъезд, съезд, подъём
объявление, разъяснение, съёмка
бьют, вьют, шьют
Упражнение 3. Спиши, заменяя выделенные слова антонимами. Слова в скобках ставь в нужную форму.
Машина отъехала (подъезд). Туристы преодолели трудный спуск (гора). Автобус подъезжает (вокзал). Папа приедет сегодня днём.
Машина подъехала к подъезду. Туристы преодолели трудный подъём горы. Автобус отъезжает от вокзала. Папа приедет сегодня ночью.
Упражнение 4. Выпиши слова с непроизносимым согласным звуком.
вкус…ный извес…ный ус…ный
грус…ный чудес…ный ненас…ный
пас…ный ужас…ный капус…ный
интерес…ный гиган…ский счас…ливый
Известный, устный, грустный, ненастный, капустный, гигантский, счастливый.
Упражнение 5. Подготовься к словарному диктанту.
ракета, малина, остров, пирог, песок, интересный, морковь, гигант
Ракета, малина, остров, пирог, песок, интересный, морковь, гигант.