Ответ к упражнению 107
Школьники должны обнаружить, что данный текст — это скороговорка. Подтвердить это мнение можно только одним способом: нужно постараться быстро его прочитать и во время чтения сделать несколько ошибок. Это и будет доказывать, что благодаря повторяющимся в разной последовательности звуковым сочетаниям текст труднопроизносим: язык заплетается, и человек делает ошибки при чтении. Сначала проясняем смысл слова «кашалот ». Кашалот — это кит, зубатый кит. Дети должны записать слова кашевар и кашеед, подчеркнув букву соединительного гласного, и главное — объяснить, почему они думают, что эти слова — сложные: кашевар — тот, кто варит кашу, а кашеед — тот, кто кашу ест. Некоторые дети смогут догадаться, что Миша посчитал, что слово кашалот тоже является сложным словом. Чего не учел Миша? Во-первых, слово кашалот не состоит из разных частей (в русском языке оно появилось из немецкого, в немецком — из французского, во французском — из португальского, где означало «рыбу с большой головой »); во-вторых, даже если мы этого не знаем, мы можем посмотреть на устройство этого слова: в нем нет тех букв (О или Е), которые могут соединять ОСНОВЫ двух разных слов в единое сложное слово.
Кашевар, кашеед.
Миша ошибочно написал слово кашалот. Оно не состоит из разных частей и в нём нет соединительных гласных о или е.