Ответ к упражнению 132
Это упражнение не предполагает особого поиска сложных слов: дети их сразу обнаружат, поскольку буквы соединительных гласных у них выделены цветом. Цель его другая: побудить детей объяснить, как они образовались. Сложные слова с основой на -Б: небоскреб, хлебороб, ледоруб, лесоруб; с основой на -В: птицелов, рыболов, зверолов, китолов. Образцы устного и письменного объяснения: хлебороб < хлеб робит (делает); ледоруб < лед рубит; лесоруб < лес рубит; птицелов < птиц ловит; рыболов < рыб ловит; зверолов < зверей ловит; китолов < китов ловит.
небоскрёб ← небо скребёт
хлебороб ← хлеб робит (делает)
ледоруб ← лёд рубит
лесоруб ← лес рубит
птицелов ← птиц ловит
рыболов ← рыб ловит
зверолов ← зверей ловит
китолов ← китов ловит
Если буква заблудилась (с. 124)
Сравнительный анализ звуков [ч’] и [м] должен привести детей к выводу, что в их характеристиках нет ничего общего:
первый из этих звуков мягкий глухой, а второй — твердый звонкий.
Таким образом, можно согласиться с мнением Маши. Письменное выполнение задания требует предварительной устной проверки орфограмм: цветут — цвЕт; поют — пОй.
В мае ландыши цветут,
Птицы звонкие поют.