Ответ к упражнению 159
Этот час начинается итоговой контрольной работой (устная подготовка к ней, ее письменное выполнение и завершающая самопроверка должны занять не менее половины урока). В тексте 12 орфограмм (не считая повторяющихся), из них 8 — на безударный гласный в корне; 2 — на написание шипящих на конце слов-предметов; 1 — на написание буквосочетания ЧН, 1 — на написание слов с непроизносимым согласным звуком. Слов, содержащих недавно изученные орфограммы (например, слова с непроизносимыми согласными), не должно быть много: это еще не предмет проверки в конце второго года обучения русскому языку. Проверки: грустно — грусТь, лежу — лЁжа, больной — бОль, бОльно; заводной — завОд, завОдит( ся); тягач — тЯга; жестяной — жЕсть; кормил — кОрм, кОрмит; головой — гОловы, голОвка.
Мне грустно (грустить) — я лежу (лёг) больной (боль),
Вот новый катер заводной (заводит),
А в деревне — лошади.
Папа мне купил тягач (тяга),
Кран игрушечный и мяч.
А в деревне — лошади.
Мне грустно (грустить) — я лежу (лёг) больной (боль).
Вот вертолётик жестяной (жесть).
А в деревне — лошади.
А я в деревне летом был,
Я лошадь серую кормил (корм),
Она сухарь жевала
И головой (головы, головка) кивала.
(И.Токмакова)
Если буква заблудилась (с.151)
В лесу могучем дуб растёт,
Под дубом сладко спит Федот.
1. Дуб и чуб: [ч’] — мягкий глухой согласный; [д] — твердый звонкий согласный.
2. Буква Б в слове чуб обозначает звук [п], а в слове чубом — звук [б].
3. Проверки: в лесу — лЕс; сладко — слаДенький, слаДость; Федот — ФедоТа, ФедоТом.