Ответ к упражнению 97
Это упражнение выполняется в два шага. Во время первого шага дети обнаруживают в словах -действиях, придуманных детьми, скрытые слова -предметы, то есть, по сути, они каждый раз обнаруживают то слово, от ОСНОВ Ы которого образовано новое слово: налужил < луж/а; распакетить < пакет/ ; залошадило < лошадь/ ; задверить < дверь/ ; откнопкалась < кнопк/а; намакаронился < макарон/ ы. Конечно, было бы логично писать слова -действия, придуманные детьми, в начальной форме. Но практика показывает, что это пока невозможно: дети не могут поставить в начальную форму два последних глагола. На втором шаге выполнения этого упражнения школьники должны подумать: а какое настоящее, существующее слово -действие послужило образцом для детского творчества (для создания новых слов)? Это уже сделать труднее, поскольку эти слова (которые натолкнули детей на создание своих слов) присутствуют в составе новых слов только в виде приставок. «Распакетить » — это рас...? раскрыть; «залошадило » — это за...? заполнило, заполонило; «задверил » руку — это за...? защемил; «откнопкалась » — это от...? отвалилась, оторвалась от стены; «намакаронился » — это на...? наелся.
налужил ← лужа
распакетить ← пакет
залошадило ← лошадь
задверил ← дверь
откнопкалась ← кнопка
намакаронился ← макароны
Дай мне раскрыть пакеты.
Весь мост заполнило (заполонило) лошадьми.
Ай, я защемил руку!
Бумага отвалилась (оторвалась от стены).
Я наелся.