Ответ к упражнению 76
Смысл этого упражнения — выяснить, работая с Обратным словарем, что у слов-названий действий есть суффиксы -а-, -е-, -и-, -я-. Чтобы это выяснить, школьникам придется просматривать узкие вертикальные голубые полоски, которые окрашивают глагольные суффиксы. Если они будут внимательными, то заметят, что в первом столбике глаголов на -ть у всех глаголов один и тот же суффикс -а-. Но уже во втором столбике появляются глаголы с другим суффиксом — суффиксом -е- (начиная с глагола лететь), а потом и глаголы с суффиксом -и- (начиная с глагола ходить). На следующей странице Обратного словаря в последнем маленьком столбике появляются глаголы с глагольным суффиксом -я- (начиная с глагола обвинять). После этого Летучая Мышь сообщает, что есть еще суффиксы -у- и -о-. Задача всей этой информации про суффиксы вовсе не в том, чтобы заставлять детей разбирать глаголы в неопределенной форме по составу, но в том, чтобы школьники, просматривая столбцы глаголов в Обратном словаре, сразу зрительно (с помощью цветных плашек) структурировали слова и зрительно же запоминали их состав. Такой просмотр большого количества глаголов, у которых цветом выделены суффиксы, позволяет школьникам обнаружить, что состав слова — это не то, что индивидуально присуще именно тому или иному слову, а некая общая закономерность, которой подчиняется большой пласт слов. Заключительный этап работы с составом глагола предполагает знакомство с суффиксом -ть, который показывает, что слово -действие стоит в начальной форме. Практика убеждает в том, что этот суффикс дети в дальнейшем выделяют без труда. Важно, чтобы они поняли: обычно суффикс служит для образования новых слов, а этот суффикс всего-навсего показывает, что слово -действие стоит в начальной форме.
У слов - названий действий есть суффиксы -а-, -е-, -и-, -я-.